
Гал., 199 зач., I, 3-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В современном церковном обиходе давно уже бытует такое слово, как «расцерковление», которое означает уход человека из церкви и разрыв с церковной средой и культурой. В чём же главная причина этого процесса? Ответов может быть много, так как у каждого свой опыт и своя точка зрения. Один из возможных можно найти в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа,
4 Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего;
5 Ему слава во веки веков. Аминь.
6 Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию,
7 которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово.
8 Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.
9 Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
10 У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым.
Встречу человека с Богом иногда сравнивают с влюблённостью. Ты вдруг встречаешься с Тем, Кто наполняет твою жизнь смыслом гораздо большим, чем любые смыслы в мире. Ведь речь идёт не только о том, что ты находишь в Боге свой собственный смысл, но в том, что ты находишь смысл всего вообще. И как в любой влюблённости тебе первое время оказывается неинтересна твоя обычная жизнь, обычные знакомые и даже родные люди, ты не видишь никаких недостатков в церковной жизни и даже в жизни отдельных верующих, и готов быть жертвенным в том, чего ждут от тебя эти новые отношения. Конечно, описанная картина несколько условна. Когда мы встречаемся с другой личностью, мы меняемся. Всякий раз мы будто бы снова рождаемся в этой встрече, обретаем лицо в общении с другим. И как во всяком рождении возможны травмы, так и когда мы рождаемся в вере, они случаются. Мы можем попасть в секту, можем воспринять ложный образ Бога, ложный образ того, чего Он от нас ожидает... Нередко путь человека к подлинной вере бывает трудным и травматичным. И всё же, если встреча происходит... Если мы входим не в чужие современные фантазии, а в традицию, которая сохраняет апостольскую веру и жизнь по заповедям, если воспринимаем благую весть, а не просто запугивание и зловестие, если жизнь наша действительно просвещается благодатным светом Христовым, и мы ощущаем, что мы дома, со временем мы начинаем замечать, что что-то не так. Быть верующим становится трудно. Чувство божественного присутствия притупляется, человека затягивает обычная жизнь, бытовые нужды и прежние отношения. В верующих, да и в церковной жизни в целом становятся видны недостатки, да и жертвенно относиться к другим становится всё труднее. Иными словами, если вера основывалось на чувствах и впечатлениях, она довольно быстро угаснет, и человек будет с удивлением думать о ней как о каком-то наваждении.
Нечто подобное мы слышим в сегодняшнем чтении. Апостол пришёл к галатам и открыл им Евангельскую весть. Их жизнь изменилась, правда ненадолго. Вслед за Павлом к ним пришли иудействующие и стали отвращать их от Евангельской истины и свободы во Христе. Такой резкий откат очень удивил апостола. Как можно было так быстро отказаться от того, что было принято всем сердцем? Однако вместе с удивлением он выражает решимость бороться за своё детище. Первый опыт подлинной встречи с Богом не должен быть забыт. Ты обрёл смысл и какое-то время тяготился неверующими и нецерковными людьми? Вернись к ним, но для этого необязательно отказываться от обретённого смысла. Подари этот смысл другим. Ты увидел, что в церковной среде не всё так гладко, как тебе хотелось бы? Стань таким, каким должен быть христианин, будь островком безопасности для других сомневающихся. Тебе стало казаться, что жертвенность для слабых, но, если ты посмотришь на тех, кто не жертвует ничем, ты увидишь, что это не делает их счастливыми. Отношения часто начинаются с влюблённости, но для того, чтобы они стали любовью необходимы труд и верность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Подарок для Марфо-Мариинской обители в день рождения

«В моей жизни было столько радости, в скорби — столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим», — говорила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна Романова. После гибели супруга, князя Сергея Александровича, в память о нём она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Как и задумывала Великая княгиня — каждый здесь мог найти утешение и помощь в трудные времена. Сегодня женский монастырь по-прежнему остаётся местом молитвы и деятельной любви к ближнему.
На его территории действуют 8 социальных проектов, два храма и две часовни. Сердце обители — это церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. У неё свой неповторимый внешний вид. Росписи внутри выполнены известным художником Михаилом Нестеровым. Но уникально место не только этим. Сегодня в Покровском храме можно услышать хор под руководством единственного в России незрячего регента Александры Егоровой. Она жизнерадостный и светлый человек, который своим примером вдохновляет других.
На богослужениях в Марфо-Мариинском монастыре регулярно бывает множество людей, в том числе — дети и взрослые с инвалидностью, подопечные обители. Для них на территории создана доступная среда. Это значит, что у каждого, несмотря на физические ограничения, есть возможность здесь помолиться и поучаствовать в таинствах.
23 февраля Марфо-Мариинской обители милосердия исполняется 116 лет. И уже сейчас есть возможность сделать для неё подарок — помочь местным храмам и часовням. Для того, чтобы их поддержать, переходите на страницу: «Подарок Обители». Собранные средства пойдут на оплату электричества и отопления, покупку свечей и предметов, необходимых для совершения богослужений.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Братья Карамазовы» в контексте притчи о блудном сыне. Татьяна Касаткина

У нас в студии доктор филологических наук, заведующая Научно-исследовательским центром «Достоевский и мировая культура» Института мировой литературы Татьяна Касаткина.
Разговор пойдет о романе Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте евангельской притчи о блудном сыне, как образы братьев из знаменитого романа соотносятся с образами из притчи и как художественная литература помогает лучше понимать евангельские смыслы.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных отражению евангельских притч о блудном сыне и Страшном суде в литературе и жизни человека.
Первая беседа с о. Антонием Лакиревым была посвящена евангельскому и историческому контекстам притчи о блудном сыне.
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена французской литературе XIX-XX веков в контексте притчи о блудном сыне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Православие на Шри-Ланке». о. Георгий Думби, Макарий

У нас в гостях были клирик храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО священник Георгий Думби и православные миссионеры, жители Шри-Ланки во главе с братом Макарием.
Разговор шел о распространении христианства на Шри-Ланке, а также узнали о том, как Макарий открыл для себя Христа, принял православие и стал проповедовать истинную веру своим соотечественникам.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер