
В московском сквере Девичьего поля, неподалёку от клиники детских болезней, стоит памятник: мужчина с длинной густой бородой, а рядом с ним — маленький ребёнок. «Другу детей Нилу Фёдоровичу Филатову», — гласит надпись на памятнике. Нил Филатов, один из первых детских докторов в России, стал основателем отечественной педиатрии.
Он родился и жил в 19 веке, когда педиатрия ещё не выделилась в отдельную медицинскую дисциплину. Маленьких и взрослых лечили по одной и той же системе. О том, что детская медицина — особый мир, в котором к детям необходим принципиально иной научный и этический подход, тогда ещё не задумывались. К Нилу Фёдоровичу эта мысль впервые пришла, когда он работал земским врачом в Саранском уезде родной Пензенской губернии. На эту должность он поступил после окончания медицинского факультета Московского университета. «Вообразите, — писал Филатов своему другу, доктору Николаю Яблокову, — я один на весь уезд в 58 тысяч человек, в том числе детей. Последние-то главным образом и находятся на моих руках».
В 1876 году Нил Фёдорович защитил докторскую диссертацию и переехал в Москву. Он устроился на работу в Детскую Софийскую больницу Воспитательного дома на Бронной улице. Примерно в это же время в жизни доктора произошло трагическое событие. От дифтерии скончался его маленький сын. Детская смертность от инфекционных заболеваний в то время была огромной. И Филатов пообещал себе сделать всё, чтобы дети не умирали. Несколько лет он посвятил исследованиям дифтерии, кори и скарлатины у детей. В конце концов, как вспоминали коллеги доктора, даже в тёмной комнате только путем ощупывания папул на лице больного он мог отличить корь от оспы. Одним из первых Нил Фёдорович стал широко применять противодифтерийную сыворотку.
Но главное — доктор Филатов не только лечил, но и искренне любил детей. В своей научной работе «Семиотика и диагностика детских болезней» Филатов настаивал: приступая к осмотру ребенка, врач должен, прежде всего, думать о том, чтобы не напугать маленького пациента. Филатов был уверен — если ребёнок спокоен, если он чувствует заботу — то и выздоровление пойдёт быстрее. Нил Фёдорович относился к больным детям, как к родным. Посещая бедные семьи, он часто приносил с собой не только лекарства, но и продукты и даже игрушки. Однажды коллеги заметили доктора на Смоленском рынке. Нил Фёдорович покупал там курицу. Как оказалось — не для себя, а для одного из своих пациентов. Мальчику для выздоровления требовалось хорошее питание. Но денег в семье не хватало. Свою помощь доктор воспринимал как нечто само собой разумеющееся и никогда её не афишировал. И всё же о добром сердце детского доктора знал весь город. «Друг детей» — так называли Филатова москвичи.
Он и сам порой бывал похожим на большого ребёнка. Например, мог допоздна засидеться в больнице, играя с пациентом-подростком в шахматы. Или разбить нос, катаясь по больничному двору на велосипеде сына. Всё это делало доктора ещё ближе к своим пациентам. И больные, и коллеги отмечали главную черту характера Нила Фёдоровича Филатова —человечность. Как заметил один из его учеников, поистине надо было обладать столь же чистой, как у младенца, душой, чтобы понимать детей так, как понимал их Нил Фёдорович.
Медицине и людям Филатов служил в буквальном смысле до последнего вздоха. Он скончался в 1902 году. На похоронах доктора кто-то из его коллег выступил с речью. В ней были такие слова: «Есть люди, над которыми бессильна смерть».
Все выпуски программы Жизнь как служение
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема