
В московском сквере Девичьего поля, неподалёку от клиники детских болезней, стоит памятник: мужчина с длинной густой бородой, а рядом с ним — маленький ребёнок. «Другу детей Нилу Фёдоровичу Филатову», — гласит надпись на памятнике. Нил Филатов, один из первых детских докторов в России, стал основателем отечественной педиатрии.
Он родился и жил в 19 веке, когда педиатрия ещё не выделилась в отдельную медицинскую дисциплину. Маленьких и взрослых лечили по одной и той же системе. О том, что детская медицина — особый мир, в котором к детям необходим принципиально иной научный и этический подход, тогда ещё не задумывались. К Нилу Фёдоровичу эта мысль впервые пришла, когда он работал земским врачом в Саранском уезде родной Пензенской губернии. На эту должность он поступил после окончания медицинского факультета Московского университета. «Вообразите, — писал Филатов своему другу, доктору Николаю Яблокову, — я один на весь уезд в 58 тысяч человек, в том числе детей. Последние-то главным образом и находятся на моих руках».
В 1876 году Нил Фёдорович защитил докторскую диссертацию и переехал в Москву. Он устроился на работу в Детскую Софийскую больницу Воспитательного дома на Бронной улице. Примерно в это же время в жизни доктора произошло трагическое событие. От дифтерии скончался его маленький сын. Детская смертность от инфекционных заболеваний в то время была огромной. И Филатов пообещал себе сделать всё, чтобы дети не умирали. Несколько лет он посвятил исследованиям дифтерии, кори и скарлатины у детей. В конце концов, как вспоминали коллеги доктора, даже в тёмной комнате только путем ощупывания папул на лице больного он мог отличить корь от оспы. Одним из первых Нил Фёдорович стал широко применять противодифтерийную сыворотку.
Но главное — доктор Филатов не только лечил, но и искренне любил детей. В своей научной работе «Семиотика и диагностика детских болезней» Филатов настаивал: приступая к осмотру ребенка, врач должен, прежде всего, думать о том, чтобы не напугать маленького пациента. Филатов был уверен — если ребёнок спокоен, если он чувствует заботу — то и выздоровление пойдёт быстрее. Нил Фёдорович относился к больным детям, как к родным. Посещая бедные семьи, он часто приносил с собой не только лекарства, но и продукты и даже игрушки. Однажды коллеги заметили доктора на Смоленском рынке. Нил Фёдорович покупал там курицу. Как оказалось — не для себя, а для одного из своих пациентов. Мальчику для выздоровления требовалось хорошее питание. Но денег в семье не хватало. Свою помощь доктор воспринимал как нечто само собой разумеющееся и никогда её не афишировал. И всё же о добром сердце детского доктора знал весь город. «Друг детей» — так называли Филатова москвичи.
Он и сам порой бывал похожим на большого ребёнка. Например, мог допоздна засидеться в больнице, играя с пациентом-подростком в шахматы. Или разбить нос, катаясь по больничному двору на велосипеде сына. Всё это делало доктора ещё ближе к своим пациентам. И больные, и коллеги отмечали главную черту характера Нила Фёдоровича Филатова —человечность. Как заметил один из его учеников, поистине надо было обладать столь же чистой, как у младенца, душой, чтобы понимать детей так, как понимал их Нил Фёдорович.
Медицине и людям Филатов служил в буквальном смысле до последнего вздоха. Он скончался в 1902 году. На похоронах доктора кто-то из его коллег выступил с речью. В ней были такие слова: «Есть люди, над которыми бессильна смерть».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема