
1 сентября 1939 года немецко-фашистские войска вошли на территорию Польши. Началась Вторая Мировая война. Фашисты бесцеремонно вторгались в жизнь людей. Они приходили на фабрики и заводы, в школы и магазины, чтобы объявить: отныне всем здесь предстоит жить по новым правилам. Правила эти сводились, по сути, к одному. Каждый, кто не являлся чистокровным германцем, автоматически становился человеком второго сорта. В первые же дни оккупации в Варшаве появилось еврейское гетто — территория, за пределы которой евреям не разрешалось выходить. Периодически немцы вывозили оттуда машины, полные людей. Несчастных отправляли в концлагерь Освенцим, который фашисты построили близ одноимённого польского города. Впрочем, в этот чудовищный лагерь смерти попадали не только евреи. Практически каждый рисковал там оказаться. 28 мая 1941 года в Освенцим привезли человека в длинном чёрном одеянии. Это был католический священник и монах, отец Максимилиан Кольбе.
В монастырь на окраине Варшавы, где Кольбе служил настоятелем, эсэсовцы наведались неслучайно. Информаторы давно советовали новым нацистским властям внимательнее присмотреться к монастырю. За стенами обители, из которой с началом войны разбежались почти все монахи, Максимилиан Кольбе устроил приют. Для тех, кому по каким-либо причинам необходимо было укрыться от фашистов. Тех, кто нуждался в крыше над головой, тарелке супа, куске хлеба. Кому некуда было идти. Их с каждым днём становилось всё больше и больше. Для этих людей в монастырских помещениях Максимилиан Кольбе организовал столовую, лечебницу и госпиталь. Вместе со всеми на территории монастыря прятались и евреи. Укрывать их было тяжким преступлением. Как и транслировать в эфир передачи, в которых разоблачались зверства немецких оккупантов. Подпольная радиостанция тоже располагалась в монастыре.
Максимилиана Кольбе арестовали в феврале 41-го. После трёх месяцев допросов перевели из тюрьмы в концентрационный лагерь. Но даже в таком страшном месте священник, к удивлению многих, не терял присутствия духа. «Господь не даёт испытаний, которые нам не по силам», — повторял он. И помогал ослабевшим, больным заключённым: брал на себя их работу, хотя у самого было только одно лёгкое — из-за перенесённого в молодости туберкулёза.
Июльским днём 1941-го в Освенциме на перекличке не досчитались одного из заключённых. До вечера узников держали на улице без еды и питья. Наконец, комендант лагеря объявил: если до рассвета пропавший не обнаружится, то десятерых вместо него отправят в 11-й блок. Вздох ужаса пробежал по рядам. Все знали: 11-й блок — место, откуда не возвращаются. Там бесчеловечно пытают, а потом казнят. С надеждой люди ждали утра. Но исчезнувшего пленного найти не удалось. Всех снова построили, и комендант лагеря стал прохаживаться по рядам, выбирая случайных узников. Несчастным, ни в чём не повинным людям, предстояло отправиться в камеру смертников. Один из них упал на колени и закричал: «Прощай, жена, прощайте детки-сироты!». К нему подскочила охрана и хотела застрелить на месте. Но вдруг из строя сделал шаг заключённый. Спокойно и негромко он сказал: «Отпустите. У этого человека жена и дети. А я — одинокий монах. Я пойду вместо него». Это был Максимилиан Кольбе. Священника увели, а человек, которого он спас, долго смотрел ему вслед, словно не веря тому, что произошло.
14 августа 1941 года Максимилиан Кольбе был казнён в одной из камер 11-го блока фашистского концлагеря Освенцим. Накануне он успел отправить письмо своей матери, в котором просил не беспокоиться о нём. «Мама, Бог повсюду, и Он меня не оставит», — писал Кольбе. Заключённый, вместо которого он пошёл на смерть, дожил до освобождения Освенцима и воссоединился с семьёй.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 39. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой;
3 извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои;
4 и вложил в уста мои новую песнь - хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа.
5 Блажен человек, который на Господа возлагает надежду свою и не обращается к гордым и к уклоняющимся ко лжи.
6 Много соделал Ты, Господи, Боже мой: о чудесах и помышлениях Твоих о нас - кто уподобится Тебе! - хотел бы я проповедовать и говорить, но они превышают число.
7 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши*; всесожжения и жертвы за грех Ты не потребовал.
8 Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне:
9 я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце.
10 Я возвещал правду Твою в собрании великом; я не возбранял устам моим: Ты, Господи, знаешь.
11 Правды Твоей не скрывал в сердце моем, возвещал верность Твою и спасение Твое, не утаивал милости Твоей и истины Твоей пред собранием великим.
12 Не удерживай, Господи, щедрот Твоих от меня; милость Твоя и истина Твоя да охраняют меня непрестанно,
13 ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня.
14 Благоволи, Господи, избавить меня; Господи! поспеши на помощь мне.
15 Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!
16 Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: "хорошо! хорошо!"
17 Да радуются и веселятся Тобою все ищущие Тебя, и любящие спасение Твое да говорят непрестанно: "велик Господь!" 18 Я же беден и нищ, но Господь печется о мне. Ты - помощь моя и избавитель мой, Боже мой! не замедли.
8 сентября. Об отличительных признаках апостолов

В 12-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Признаки апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами».
Об отличительных признаках апостолов — епископ Черняховский и Славский Николай.
Апостол — это тот, кто послан на проповедь. Апостол должен быть таким, чтобы люди ему поверили. И признак апостольства, о котором говорит апостол Павел, — соответствие проповеди и жизни апостола. Если он проповедует любовь, но не имеет любви, или если он проповедует силу Божию, но слаб в молитве, если он проповедует терпение и смирение, а сам горд и нетерпелив, то он лжец. Ему не поверят.
Неудивительно, что и сейчас отношение к священнику, как к проповеднику, зависит от его дел, от его жизни. Но не только священники и епископы несут апостольское служение в нашей Церкви.
Наша Церковь — апостольская, так говорится в Символе веры. Это означает, что она основана апостолами, но это же означает, что каждый христианин призван к апостольству.
Некоторые не умеют хорошо сказать, но каждый может проповедовать своей жизнью. Любовь к ближнему, твердая вера, смирение, терпение — это признаки современного апостольства, к которому призван каждый из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 сентября. О почитании Владимирской иконы Божьей Матери

Сегодня 8 сентября. Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году.
О почитании Владимирской иконы Божьей Матери — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Владимирская икона Пресвятой Богородицы является одной из самых почитаемых святынь нашего Отечества. С ней неразрывно связана судьба Русской Православной Церкви и нашего народа.
К ней обращались благочестивые предки в самые тяжёлые дни испытаний, и когда на Москву надвигался хан Тамерлан и хан Золотой Орды Ахмат, а также хан Мехмед Гирей. Не забыли верующие люди этот образ и в годы Великой Отечественной войны, когда к Москве подступали фашистские захватчики. К Царице Небесной наш народ обращался всегда на всём протяжении христианской истории на Руси.
Владимирский образ Божией Матери, написанный, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, обращает наш взор к самому началу новозаветной истории, делая молящихся духовно сопричастными Богородице, Которой Господь верил в лице Иоанна Богослова всех христиан.
Наш народ на деле убедился в силе заступничества Девы Марии, поэтому святой Её Владимирский образ как символ присутствия и покровительства Божьей Матери Русской земле будет вдохновлять наш народ жить по вере, в благочестии и силе Духа.
Все выпуски программы Актуальная тема