
2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда верующие люди задаются вопросом, если бы сегодня апостол Павел пришёл в наши храмы, узнал бы он в нас христиан, если в его время не было привычных церковных зданий, облачений, икон и даже богослужения выглядели иначе. Ответ на этот вопрос прикровенно содержится в отрывке из второй и третьей глав второго послании к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Отвечая на вопрос, поставленный в начале нашей программы, кто-нибудь мог бы сказать, что апостол говорил на другом языке и даже услышав в нашем храме отрывок из собственного послания, вряд ли узнал бы в нём текст, который написал, а уж о внешних признаках и говорить не приходится. Однако на самом деле язык не должен был бы играть существенной роли. Не только потому, что в мире есть места, в которых послания Павла читаются на языке, близком к оригиналу, но и потому что апостол жил в Духе Святом, Который помог бы ему узнать в нас христиан помимо языка. Да и разве в языке дело? Как раз язык, на котором говорили его ученики, был вполне таким же, как у язычников. Такими же были одежда и бытовые привычки... И всё же апостол явно мог отличить христианина от язычника. Но по каким же признакам?
Первый признак, на который в сегодняшнем чтении указывает апостол, это их вера истине. Он в своё время проповедовал им благую весть о воскресении Иисуса Христа, и они поверили его проповеди. Они поверили истине, и их вера благодаря этому стала истинной. Ученики апостола поверили в любовь Бога, которая открылась им в Иисусе Христе, Спасителе и Господе.
Второе, о чём говорит апостол, — верность его преданию. Обращаясь к ученикам, он сообщил им не информацию о Боге, но научил вере в Него. Он не дал им список правил, но открыл сам подход к жизни, указал на её цель и смысл. Он передал им сам опыт того, что значит быть христианином. Опыт, который поможет им отличить правду от вымысла и добродетель от порока. В этом опыте они получили вечное утешение и благую надежду. Ученики знали, что Сам Господь с ними и Он утверждает их во всяком слове и добром деле.
Наконец, апостол призывает учеников молиться о Церкви. Они не должны воспринимать её эгоистично как место, в котором им лично хорошо и спокойно, а каково другим уже не важно. Напротив, их желание должно быть в том, чтобы слово Господне распространялось, а лукавые и неверующие люди не притворялись бы верующими и не разрушали бы церковной жизни.
Что же, вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале. Узнал бы апостол в нас христовых учеников? Думаю, любой верующий человек хотел бы, чтобы это было так. При этом надо помнить, что дело не столько в храмах, облачениях, языке и многом другом, что ассоциируется с христианством сегодня. В первую очередь, дело в истинной вере и праведной жизни, в верности тому опыту богообщения, который был передан нам апостолами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема