2 Сол., 276 зач., II, 13 - III, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Иногда верующие люди задаются вопросом, если бы сегодня апостол Павел пришёл в наши храмы, узнал бы он в нас христиан, если в его время не было привычных церковных зданий, облачений, икон и даже богослужения выглядели иначе. Ответ на этот вопрос прикровенно содержится в отрывке из второй и третьей глав второго послании к Фессалоникийцам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Глава 2.
13 Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,
14 к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.
15 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.
16 Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,
17 да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.
Глава 3.
1 Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,
2 и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.
3 Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.
4 Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.
5 Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.
Отвечая на вопрос, поставленный в начале нашей программы, кто-нибудь мог бы сказать, что апостол говорил на другом языке и даже услышав в нашем храме отрывок из собственного послания, вряд ли узнал бы в нём текст, который написал, а уж о внешних признаках и говорить не приходится. Однако на самом деле язык не должен был бы играть существенной роли. Не только потому, что в мире есть места, в которых послания Павла читаются на языке, близком к оригиналу, но и потому что апостол жил в Духе Святом, Который помог бы ему узнать в нас христиан помимо языка. Да и разве в языке дело? Как раз язык, на котором говорили его ученики, был вполне таким же, как у язычников. Такими же были одежда и бытовые привычки... И всё же апостол явно мог отличить христианина от язычника. Но по каким же признакам?
Первый признак, на который в сегодняшнем чтении указывает апостол, это их вера истине. Он в своё время проповедовал им благую весть о воскресении Иисуса Христа, и они поверили его проповеди. Они поверили истине, и их вера благодаря этому стала истинной. Ученики апостола поверили в любовь Бога, которая открылась им в Иисусе Христе, Спасителе и Господе.
Второе, о чём говорит апостол, — верность его преданию. Обращаясь к ученикам, он сообщил им не информацию о Боге, но научил вере в Него. Он не дал им список правил, но открыл сам подход к жизни, указал на её цель и смысл. Он передал им сам опыт того, что значит быть христианином. Опыт, который поможет им отличить правду от вымысла и добродетель от порока. В этом опыте они получили вечное утешение и благую надежду. Ученики знали, что Сам Господь с ними и Он утверждает их во всяком слове и добром деле.
Наконец, апостол призывает учеников молиться о Церкви. Они не должны воспринимать её эгоистично как место, в котором им лично хорошо и спокойно, а каково другим уже не важно. Напротив, их желание должно быть в том, чтобы слово Господне распространялось, а лукавые и неверующие люди не притворялись бы верующими и не разрушали бы церковной жизни.
Что же, вернёмся к вопросу, который был поставлен в начале. Узнал бы апостол в нас христовых учеников? Думаю, любой верующий человек хотел бы, чтобы это было так. При этом надо помнить, что дело не столько в храмах, облачениях, языке и многом другом, что ассоциируется с христианством сегодня. В первую очередь, дело в истинной вере и праведной жизни, в верности тому опыту богообщения, который был передан нам апостолами.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю»
Равноапостольный Косма Этолийский проповедовал христианство народам Восточной Европы во второй половине 18 века. Это был период Османского владычества. Просветительскую деятельность монах Косма вёл в наиболее проблемных регионах, там, где шёл массовый переход православного населения в ислам. Миссионер сталкивался с непониманием и враждебностью местных жителей. Где-то его побивали камнями, где-то изгоняли из села. Проповедник осознавал, что люди, которые десятилетиями не ходили в церковь, не слышали слов Священного Писания, не могут сразу воспринять учение Христа. Но не унывал и продолжал искать к ним подход. В течение двух лет Балканы стали его аудиторией. Равноапостольный Косма Этолийский так говорил своей пастве:
«В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю. А что мы должны взамен? Ничего. Всё Бог дал нам даром. При том, что мы согрешаем тысячу раз в час, Он, как отец, нас милует. Ждёт, что раскаемся, прекратим совершать беззакония и начнём творить добро».
Все выпуски программы Слова Святых
«Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван свыше»
Заслуги святителя Луки Крымского в области хирургии имели общемировое значение. Будучи архиепископом, он продолжал оперировать. Многие врачи и студенты мединститута стремились увидеть его работу своими глазами. Шли разговоры, что владыка делает операции совершенно необычно, не так, как все. По словам очевидцев, святитель Лука проводил хирургическое вмешательство в архиерейском облачении, сверху надев белый халат и шапочку. Перед началом архиерей вместе с ассистентами читал молитву «Отче наш». Крестил больного, рисовал ему йодом большой крест на теле. Некоторые трудные операции святителя, закончившиеся успешно, нельзя объяснить только врачебным искусством. Даже неверующие коллеги признавали в нём хирурга от Бога. Святитель Лука Крымский тоже это понимал и так говорил:
«Всякий человек, стоящий у великого дела, должен быть призван свыше; не только архиерей, поставляемый Богом пасти народ Божий, но и все великие политические деятели, имена которых отмечены в истории; и все великие деятели науки, философии, искусства — все они отмечены призванием от Бога».
Все выпуски программы Слова Святых
«Путь к священству, значение семьи». Прот. Александр Никольский
У нас в гостях был настоятель храма Трех святителей в Раменках, отец одиннадцати детей протоиерей Александр Никольский.
Наш гость рассказал о своем пути к вере и священническому служению, как на его путь повлияла семья, а также о том, чем наполняется жизнь семьи, когда в ней много детей. Кроме того, разговор шел о Всероссийской неделе семьи «7Я фест».