
«Старший сын», студия Ленфильм, режиссёр Виталий Мельников
— К нам пришёл твой сын. Твой старший сын.
— Что значит, мой сын? Как это — сын?
— Я говорю, твой сын. Ты не волнуйся. Я всё хорошо понимаю, не осуждаю, и даже не удивляюсь.
— У вас что, такие шутки в ходу? И они вам нравятся, шутки?
— Какие шутки, когда он на кухне ужинает!
Андрей Григорьевич Сарафанов, кларнетист из маленького любительского ансамбля, в замешательстве: он только что узнал, что у него есть сын, о существовании которого много лет даже не подозревал! Андрей Григорьевич — отец-одиночка, вырастил двоих детей. И вот, теперь оказывается, что есть у него и третий ребёнок, сын Владимир. Но где же он был все эти годы? Почему раньше не давал о себе знать? Сарафанов недоумевает. Но, едва увидев Володю, с радостью признаёт: вне всяких сомнений, он — его сын.
Художественный фильм, фрагмент из которого мы с вами услышали, так и называется — «Старший сын». Двухсерийную ленту снял в 1976 году на киностудии «Ленфильм» режиссёр Виталий Мельников. Картина стала экранизацией одноимённого произведения Александра Вампилова. В те годы творчество драматурга только начинало приобретать известность. Увидев пьесу на театральной сцене, Мельников понял: он нашёл то, что так давно искал! У режиссёра много лет зрела идея снять фильм о добрых людях. И решил, что пьеса «Старший сын» как нельзя лучше подходит для воплощения его кинозамысла.
Впрочем, такие ли добрые герои этой истории? К примеру, Володя — ведь, назвав себя сыном Андрея Григорьевича Сарафанова, он сказал неправду. На самом деле ему и его случайному товарищу — пижону с гитарой по прозвищу Сильва — просто нужно было где-то согреться. По собственной глупости поздно вечером они оказались за городом, опоздали на последнюю электричку. На дворе стояла поздняя осень, ночь выдалась холодной, ночлег найти не удалось. Тут-то им и подвернулся доверчивый добряк Сарафанов. И друзья придумали весьма экстравагантный предлог, чтобы беспрепятственно попасть в его дом. Они надеялись лишь переждать время до первой электрички, а потом тихо и незаметно ретироваться.Но неожиданно всё оказалось намного сложнее, чем они предполагали.
Интересно, что драматург Вампилов задумывал свою пьесу как комедию. В кинематографической интерпретации Виталий Мельников не стал уходить от этого авторского замысла, но не забыл и про тонкий психологизм произведения. Перед нами — драма о любви, сострадании и сочувствии людей друг к другу. Именно о любви в одном из эпизодов фильма с мудрой простотой рассуждает Андрей Григорьевич Сарафанов:
— Вы все мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это — главное.
Сарафанова в картине «Старший сын» сыграл Евгений Леонов. Режиссёр изначально видел в этой роли только его. Леонов глубоко проникся своим персонажем. Он называл Сарафанова святым человеком. «Моя задача сделать так, чтобы и другие „воспарили“, духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова в его умении всех любить», — говорил Евгений Павлович. О другом герое, самозванном сыне, высказался режиссёр фильма Виталий Мельников. Он назвал Володю «человеком-надеждой», олицетворяющим идею о том, что люди с их жизнями и проблемами — не чужие друг другу. Неслучайно и музыкант Сарафанов в фильме упоминает, что много лет пишет кантату под названием «Все люди — братья». В картине «Старший сын» свои первые большие роли сыграли молодые Николай Караченцов и Михаил Боярский. И они справились с непростой художественной задачей. Караченцов воплотил образ Володи, а Боярский — его приятеля Сильвы. По сути, с этих работ и началась их дорога в кинематографе.
Примечателен антураж картины — поздняя осень, ночь, пустынные улицы пригородного посёлка. Но такая атмосфера совсем не навевает тоску, а наоборот, удивительным образом подчёркивает глубину художественного высказывания. В этом, безусловно, заслуга талантливого кинооператора Юрия Векслера. Но о чём же всё-таки фильм «Старший сын»? Если быть предельно кратким, то он — о жизни. А как говорил герой картины Андрей Григорьевич Сарафанов, жизнь — справедлива и милосердна, и она утешает тех, кто проживает её с чистым сердцем.
«Журнал от 02.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Алексей Пичугин и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Пасхальные праздники — сохранение пасхальной радости;
— Приветствие «Христос воскресе!» — как не терять его смысл?
— Праздник святых жен-мироносиц — отличие от светского «8 марта»;
— Памятник Сталину в Можайске.
Псалом 123. Богослужебные чтения

Известный барон Мюнхаузен, конечно, утверждал, что безвыходных положений не бывает. Но это, к сожалению, не так. И подчас обстоятельства жизни складываются таким образом, что остаётся надеяться исключительно на чудо. Об этом говорится в псалме 123-м, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
Прозвучавший псалом был, скорее всего, написан царём и пророком Давидом. Во всяком случае, о том свидетельствует надписание, которое мы можем найти в еврейской Библии. Как известно, царю Давиду приходилось воевать с соседями, чтобы обезопасить Израильское царство от внешних опасностей. И услышанный нами псалом был составлен Давидом в разгар крайне непростой военной кампании.
Давиду пришлось вступить в войну с соседней Сирией. Та значительно превосходила древний Израиль по количеству войск, поэтому царю пришлось мобилизовать почти всё мужское население. В результате на юге страны не осталось тех, кто мог бы защитить ветхозаветный Израиль от вторжения с данного направления. И этим обстоятельством воспользовалась соседняя Идумея. Идумеяне вторглись на территорию Израиля и готовы были отрезать Давида и его войско от Иерусалима, захватив столицу. Положение казалось безвыходным.
Но то, что казалось безнадёжным с человеческой точки зрения, не являлось таковым с точки зрения Божественной. Библейская история умалчивает, как удалось остановить нападение идумеев. Но в псалме 123-м мы видим констатацию следующего факта: «если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас». Нашествие иноплеменников было настолько сильным, агрессивным, что Давид сравнивает это нападение с наводнением.
Не было у Давида и его подданных никакой надежды, кроме Бога. И Господь стал защитником Своего народа. Прежде всего, потому, что и царь, и вся страна иудейская в то время жили благочестиво, не шли против заповедей Божиих. И конечно — искали не войны, но мира! Потому всё и закончилось благополучно. Или как читаем мы в псалме: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились».
И Давид от всего сердца благодарит Бога за помощь, только Господу обращая хвалу, Ему адресуя благодарность. Или как читаем мы в псалме: «Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю». Мы живём в неспокойные времена, отчасти напоминающие те, что выпали на долю пророка Божия. Будем же, подобно Давиду, просить Бога о помощи, а сами постараемся жить по Его заповедям. Ведь, как учит нас псалом 123-й, Господь помогает только тем, кто не на словах, а на деле живёт по воле Его.
Псалом 123. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 123. (Церковно-славянский перевод)
2 мая. О пророчествах Моисея и других пророков о Христе

В 5-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцом: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете».
О пророчествах Моисея и других пророков о Христе — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Моисей будет обвинять иудеев перед Христом. Почему так? Объясняет сам Спаситель, обращаясь к ним. «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне». Итак, Моисей писал о Христе. Давайте найдем это место в его книгах. Оно находится во Второзаконии. «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебя Господь Бог твой, — Его слушайте». Но если бы только один Моисей писал о Сыне Божьем, Господь так сказал: «Исследуйте Писание, они свидетельствуют о мне». Поэтому все ветхозаветные праведники будут на стороне обвинения, так как они писали о Сыне Божьем, но иудеи не поверили ни Христу, ни пророкам. Почему так получилось? Ответ есть в Евангелии. Иисус сказал: «На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы». Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с ним, сказали ему: «Неужели и мы слепы?» Иисус сказал им: «Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас». Таким образом, гордыня и сердечная слепота не позволили им увидеть в Иисусе Мессию, Сына Божьего.
Все выпуски программы Актуальная тема