
«Старший сын», студия Ленфильм, режиссёр Виталий Мельников
— К нам пришёл твой сын. Твой старший сын.
— Что значит, мой сын? Как это — сын?
— Я говорю, твой сын. Ты не волнуйся. Я всё хорошо понимаю, не осуждаю, и даже не удивляюсь.
— У вас что, такие шутки в ходу? И они вам нравятся, шутки?
— Какие шутки, когда он на кухне ужинает!
Андрей Григорьевич Сарафанов, кларнетист из маленького любительского ансамбля, в замешательстве: он только что узнал, что у него есть сын, о существовании которого много лет даже не подозревал! Андрей Григорьевич — отец-одиночка, вырастил двоих детей. И вот, теперь оказывается, что есть у него и третий ребёнок, сын Владимир. Но где же он был все эти годы? Почему раньше не давал о себе знать? Сарафанов недоумевает. Но, едва увидев Володю, с радостью признаёт: вне всяких сомнений, он — его сын.
Художественный фильм, фрагмент из которого мы с вами услышали, так и называется — «Старший сын». Двухсерийную ленту снял в 1976 году на киностудии «Ленфильм» режиссёр Виталий Мельников. Картина стала экранизацией одноимённого произведения Александра Вампилова. В те годы творчество драматурга только начинало приобретать известность. Увидев пьесу на театральной сцене, Мельников понял: он нашёл то, что так давно искал! У режиссёра много лет зрела идея снять фильм о добрых людях. И решил, что пьеса «Старший сын» как нельзя лучше подходит для воплощения его кинозамысла.
Впрочем, такие ли добрые герои этой истории? К примеру, Володя — ведь, назвав себя сыном Андрея Григорьевича Сарафанова, он сказал неправду. На самом деле ему и его случайному товарищу — пижону с гитарой по прозвищу Сильва — просто нужно было где-то согреться. По собственной глупости поздно вечером они оказались за городом, опоздали на последнюю электричку. На дворе стояла поздняя осень, ночь выдалась холодной, ночлег найти не удалось. Тут-то им и подвернулся доверчивый добряк Сарафанов. И друзья придумали весьма экстравагантный предлог, чтобы беспрепятственно попасть в его дом. Они надеялись лишь переждать время до первой электрички, а потом тихо и незаметно ретироваться.Но неожиданно всё оказалось намного сложнее, чем они предполагали.
Интересно, что драматург Вампилов задумывал свою пьесу как комедию. В кинематографической интерпретации Виталий Мельников не стал уходить от этого авторского замысла, но не забыл и про тонкий психологизм произведения. Перед нами — драма о любви, сострадании и сочувствии людей друг к другу. Именно о любви в одном из эпизодов фильма с мудрой простотой рассуждает Андрей Григорьевич Сарафанов:
— Вы все мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я люблю вас. А это — главное.
Сарафанова в картине «Старший сын» сыграл Евгений Леонов. Режиссёр изначально видел в этой роли только его. Леонов глубоко проникся своим персонажем. Он называл Сарафанова святым человеком. «Моя задача сделать так, чтобы и другие „воспарили“, духом воспарили над собой, то есть поняли бы Сарафанова в его умении всех любить», — говорил Евгений Павлович. О другом герое, самозванном сыне, высказался режиссёр фильма Виталий Мельников. Он назвал Володю «человеком-надеждой», олицетворяющим идею о том, что люди с их жизнями и проблемами — не чужие друг другу. Неслучайно и музыкант Сарафанов в фильме упоминает, что много лет пишет кантату под названием «Все люди — братья». В картине «Старший сын» свои первые большие роли сыграли молодые Николай Караченцов и Михаил Боярский. И они справились с непростой художественной задачей. Караченцов воплотил образ Володи, а Боярский — его приятеля Сильвы. По сути, с этих работ и началась их дорога в кинематографе.
Примечателен антураж картины — поздняя осень, ночь, пустынные улицы пригородного посёлка. Но такая атмосфера совсем не навевает тоску, а наоборот, удивительным образом подчёркивает глубину художественного высказывания. В этом, безусловно, заслуга талантливого кинооператора Юрия Векслера. Но о чём же всё-таки фильм «Старший сын»? Если быть предельно кратким, то он — о жизни. А как говорил герой картины Андрей Григорьевич Сарафанов, жизнь — справедлива и милосердна, и она утешает тех, кто проживает её с чистым сердцем.
13 декабря. Об искушениях

В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Об исправлении ближнего с любовью — протоиерей Максим Первозванский.
Есть такая отеческая премудрость, что, как правило, мы осуждаем других в том, что есть где-то, может быть, в зачаточном состоянии в нас самих, в каком-то иногда явном, иногда латентном состоянии.
И поэтому апостол предупреждает, чтобы мы, если кого-то и берёмся исправлять, то делали это не только с любовью, но главное, с кротостью, помня, что раз мы это заметили и взялись исправлять в других, значит, и сами мы недалеко от подобных ошибок. И поэтому в другом месте апостол Павел напоминает нам: «Блюдите, яко опасно ходите, яко же не мудрии, но яко же премудрии».
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О почитании апостола Андрея Первозванного

Сегодня 13 декабря. День памяти Апостола Андрея Первозванного.
О его почитании на Руси — протоиерей Константин Харитонов.
Апостол Андрей Первозванный особенно почитается у нас на Руси. Он — первый проповедник Евангелия на землях нашего отечества.
На государственном уровне он отмечен тем, что самая главная награда нашей России — это орден апостола Андрея Первозванного, который был учреждён Петром I, но, к сожалению, был упразднён в 1917 году. Но он вновь возобновлён в 1998 году, и награждаются им самые выдающиеся деятели нашего отечества.
Также особенно почитается апостол Андрей Первозванный в российском флоте: флаг апостола Андрея Первозванного венчает эскадры нашего флота. Апостол Андрей Первозванный является покровителем и защитником нашего отечества, поэтому ему особенно молятся о защите нашей родины. Святой апостол Андрей Первозванный, моли Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
13 декабря. О творчестве Карло Гоцци
Сегодня 13 декабря. В этот день в 1720 году родился итальянский писатель и драматург Карло Гоцци.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Самые знаменитые его комедии — «Любовь к трём апельсинам», «Турандот» — были использованы и впоследствии переработаны многими и многими писателями и композиторами, в том числе и Сергеем Прокофьевым, создавшим в 1919 году свою оперу.
Возвращаясь к Карло Гоцци, скажем, что шумный успех этих его произведений объяснялся причудливым сочетанием комического и трагического в сюжете. А ведь наша жизнь никогда не бывает сплошной чёрной полосой и вместе с тем не представляет собой бал-маскарад, но, если смотреть на неё с высоты птичьего полёта, учит каждого человека, по слову апостола Павла, не отчаиваться и в отчаянных обстоятельствах, и в радостях не впадать в самозабвение, но сохранять благодарственное, доверительное отношение к промыслу Божиему.
Этим сочетанием трагического и комического достигалось жизнеподобие пьес Карло Гоцци, их долгожизненность на театральной сцене.
Все выпуски программы Актуальная тема











