
Помните ли вы, когда первый раз посетили храм? Я помню. Это произвело на меня очень сильное впечатление и разделило мою жизнь на «до и после».
Как и многие, я выросла в Советском Союзе. Тогда на государственном уровне было принято решение, что Бога нет. Папа состоял в партии, поэтому вопрос Бога в нашей семье не обсуждался. Его присутствие было незримо: родители исполняли заповеди, детей крестили, праздновали Пасху, трудились и помогали нуждающимся по возможности. На вопросы о Боге родители, часто отмалчивались или переводили тему, говоря о поступках людей.
Моя тетушка всегда посещала храм, и разные поручения от семьи по делам духовным обычно выполнялись ею. Мне была интересна эта ее деятельность. Я начала проситься, чтобы меня хоть раз отпустили с тетей в церковь. И вот, разрешили! Тетя сказала, что мы пойдём на освящение хлебов на литии.
На тот момент я уже бывала в соборах во время экскурсий по Ленинграду. Но в них не проводились богослужения. Для меня это были скорее музеи или дворцы, очень красивые, но холодные и пустые.
Воспитываясь в октябрятской дружине, с идеалами революции я ожидала что угодно, но только не то, что увидела и ощутила.
Когда мы с тетей вошли в Храм, он весь был наполнен светом, не таким, который идёт от электрических лампочек. Он изливался откуда-то сверху, с купола и из алтаря. Храм жил, его сердце билось. Он был пропитан густым тёплым сиянием. Аромат ладана наполнял всё пространство. С икон взирали не знакомые мне лики Святых. Одежды священников сверкали. От торжественных песнопений, казалось, можно было взлететь. Восторг, тепло и свет заполнили меня.
Воспоминания о первой службе отрывочны, но впечатление сильное остается по сей день. В какой-то момент, все в церкви начали вставать на колени. Это потрясло меня! Подобного действа я не ожидала. Как же так? Ведь мы — гордые дети революции! Но тогда там, это было естественно и правильно. Будто, люди признавали над собою власть чего-то большего, того, что нельзя постичь.
Оказывается, есть что-то важное, что нельзя увидеть, описать, но можно почувствовать. Как будто в моей жизни до этого момента не хватало очень большого куска, а теперь он появился. Теперь я понимаю, что тогда мой мир, моё существование вдруг обрели смысл.
После богослужения я стала допытываться у тетушки: «Кто такой Бог?» Она не знала, как объяснить попроще, стала рассказывать разные истории о чудесах. Но мне этого было мало, тогда тетя дала мне старенькую потрёпанную книгу, и я прочла: «Бог есть Дух. Бог есть Любовь.» Это были первые слова, которые рассказали мне о Боге. Там были ещё длинные сложные для восприятия фразы. Своим девятилетним умом я пыталась осознать их. Не могла. Но я чувствовала, что они очень важны, для меня в них было всё.
С той поры я твёрдо знала, что Бог есть. И очень боялась вступления в комсомол. Там надо было признать иное. Но как я могла обмануть? Ведь, комсомольцы не лгут. К счастью, ко времени моего вступления комсомол исчез, а Бог остался. И я рада, что с тех пор стала чувствовать его присутствие и поддержку рядом, как что-то незримое, но великое и близкое.
Автор: Светлана Душевная
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер