В гостях у программы "Светлый вечер" были епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Александр Дубровский.
Речь шла о пребывании в Москве Смоленской иконы Божией Матери. Наши гости рассказали об истории иконы, о том, как она реставрировалась, и как будет храниться после возвращения в Смоленск.
Ведущий: Денис Маханько
Д. Маханько
— Здравствуйте, дорогие друзья! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». Меня зовут Денис Маханько. Я с удовольствием представляю наших гостей. Это епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Здравствуйте!
Еп. Исидор
— Добрый вечер, Денис и дорогие радиослушатели!
Д. Маханько
— И епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский, здравствуйте!
А. Дубровский
— Добрый вечер!
Д. Маханько
— Событие, которое нас собрало здесь — это уникальное появление Смоленской иконы Божией Матери в Храме Христа Спасителя, которое произошло вчера, 1 февраля, в день очередной годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. И, я так понимаю, до 10 февраля икона пробудет в Храме Христа Спасителя. О её дальнейшей судьбе и вообще об истории этой иконы узнаем в этой программе. А сейчас небольшой репортаж Дарьи Мангушевой о том, что происходит и происходило с иконой Смоленской Божией Матери в эти прошедшие годы.
Репортаж
Дарья Мангушева
— В Москве закончена реставрация одной из наиболее почитаемых святынь России — Смоленской иконы Божией Матери. Два года назад, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла она была привезена сюда из Успенского кафедрального собора Смоленска. В текущем месяце икона вернётся в родной город, а пока все желающие могут прикоснуться к святыне, своими глазами увидеть восстановленный образ в Храме Христа Спасителя со 2 по 9 февраля. Образ Божией Матери «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», по преданию был написан святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Из Константинополя в Россию икона попала в 11 веке, а в 12 веке Владимир Мономах перенёс её в Смоленск, в Успенский собор. Так икона получила название «Одигитрия Смоленская». В 1602 году закончилось строительство знаменитой Смоленской крепости. На освящение крепостной стены царь Борис Годунов привёз список чудотворного образа, который поместили на башне в специальной нише над главными городскими воротами. Новый список иконы стал почитаться наравне с древним образом. Именно этот список в 1812 году был вывезен из оставленного российскими войсками Смоленска. И накануне Бородинского сражения его пронесли по всему военному лагерю вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери, чтобы укрепить и ободрить воинов перед великим подвигом. Трудно во всех деталях проследить судьбу иконы за четыре с лишним века. В руки реставраторов она попала сильно повреждённой. Рассказывает директор Государственного научно-исследовательского института реставрации Дмитрий Борисович Антонов.
Д. Антонов
— С 1602 года до 1722 года она находилась на башне, то есть на улице фактически, под козырёчком, и несла на себе все удары стихии. Потом её перенесли в храм. Её всё время зарисовывали-зарисовывали, закрашивали-закрашивали, и вот мы получили то, что получили: доска была очень сильно повреждена, рассохлась, изображение очень много было утрачено.
Дарья Мангушева
— Реставрация проводилась впервые. Процесс восстановления был очень трудоёмким. Ведь команде специалистов предстояло вернуть иконе первоначальный образ, освободив его от слоёв краски. О том, с какими сложностями пришлось столкнуться, рассказывает заведующий отделом темперной живописи, реставратор высшей категории Виктор Владиславович Баранов.
В. Баранов
— Оказалось, что поверхность живописная авторская представляет собой мелкие-мелкие чешуйки, о которых сегодня как раз говорили и показывали. Это сильно затрудняло работу, потому что скальпель реставратора подточен под ровную поверхность. А здесь получилось — грубое сравнение — как поверхность Луны, состоящая из разных микро-кратеров, нано-кратеров, скажем так. Нам пришлось фактически работать над каждой такой микрочастицей. То есть это случай беспрецедентный.
Дарья Мангушева
— За годы этой кропотливой работы, по словам Дмитрия Антонова, реставраторы привыкли к святыне. Они относятся к ней с большой теплотой и почтением.
Д. Антонов
— Мне очень не хочется с ней расставаться. Дело в том, что как раз она находилась в нашем институте в довольно сложное время. И я считаю, что нам очень, конечно, помогло её наличие во многих ситуациях. Я считаю, что просто чудо. Мне очень жалко её отдавать, честно!
Дарья Мангушева
— Икона пробудет в Москве до утра 10 февраля, после чего её возвратят в Смоленск.
Д. Маханько
— Итак, я напоминаю: в студии «Светлого вечера» епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский.
Владыка, скажите, как так получилось, что мы сейчас эту икону лицезреем не в Смоленске, а в Москве, почему?
Еп. Исидор
— Эта чудотворная икона Смоленской Божией Матери к 200-летней годовщине со дня окончания Отечественной войны в 2012 году, по благословению Святейшего Патриарха, была принесена на Бородинское поле. Где все мы, в том числе я, тогда ещё будучи игуменом и наместником Высоко-Петровского ставропигиального монастыря, молились перед этим образом о погибших за веру и Отечество воинах. И мы все молились тогда о крепости нашего Отечества. И после этого торжества Святейший Патриарх и реставраторы города Москвы посчитали необходимым направить её в Государственный научно-исследовательский институт реставрации для того, чтобы она была приведена в должный порядок. Реставраторы открыли достаточно печальное положение этой иконы, которая во многом пострадала из-за того, что была надвратной и все непогоды влияли на неё. Кроме этого, тот оклад, в который была одета икона с середины 20 века, тоже сыграл свою не очень положительную роль. Она точно нуждалась в реставрации. И поэтому с 2012 года буквально до конца января 2015 года она находилась в НИИ реставрации города Москвы.
Д. Маханько
— То есть были проведены какие-то крупномасштабные работы? Может быть, Александр Александрович подробнее расскажет?
А. Дубровский
— Да. Как было уже указано Владыкой, в 2012 году в темперный отдел ГосНИИ реставрации поступила наша чудотворная икона Смоленской Богоматери «Одигитрия», которая находилась в достаточно неудовлетворительном состоянии. По докладам икона долгое время, начиная с 1954 года, после того, как были собраны средства жителями города, и был отлит этот серебряный оклад, находилась и установлена была в соборе. До этого момента никаких поновлений, никаких обследований иконы не проводилось. В этот момент, когда была передана икона ГосНИИ реставрации, она была в достаточно сложном состоянии. В начале 19 века, деревянная церковь, на которой была установлена эта икона... значит, она была в открытом состоянии, был басменный оклад на ней и под стеклом находилась долгое время, что послужило разрушению окрасочного слоя, и состояние иконы было неудовлетворительное. Как нам доложили специалисты ГосНИИ реставрации, 16 раз происходило поновление иконы. Хотелось бы отметить отдельно, что к нашему счастью, может быть, её не снимали, не убирали окрасочный слой, а просто записывали. Поэтому на сегодняшний день то, что сделали специалисты ГосНИИ реставрации — это удивительное, красивейшее — немножко поменялся образ лика — произведение искусства и образ Богородицы, который с нетерпением ждут горожане и прихожане нашего города. Хотелось бы ещё отметить то, что когда на реставрационных советах неоднократно мы общались со специалистами-реставраторами, мы были немножечко, может быть даже, не согласны с той методикой и с теми способами реставрации, которые использовались. Но так как мы не являемся, может быть, специалистами в данной области, нас убедили, что отсутствие определённых чинок, отсутствие на одеждах, на ручках, на одеждах Младенца тонировок — это совершенно необходимая, совершенно законная вещь. Ещё хотелось бы отметить, что прихожане нашего города достаточно переживают по поводу того — вернётся та ли икона в Смоленск. Хотелось бы всех уверить, всех радиослушателей, кто сейчас слышит из города Смоленска, что это будет та же самая икона, можете не беспокоиться. Она немножко другого будет вида, другой образ, но она наша родная, чудотворная и всеми горячо любимая, образ нашей Богородицы.
Д. Маханько
— Владыка, может быть вы расскажете об истории этого образа? Если кто-то из радиослушателей не в курсе. Вот именно эта икона, она была надвратной?
Еп. Исидор
— Да, она была надвратной и подарена Борисом Годуновым городу Смоленску, и с начала 17 века находилась в городе Смоленске. Это чудотворный, почитаемый образ. И Божия Матерь часто являла через этот образ свои чудеса. И одним из этих чудес была защита города от наполеоновских войск. Перед этим образом молился Кутузов со всем своим богоспасаемым православным войском.
Д. Маханько
— Это та самая икона, пред которой молился Кутузов?
Еп. Исидор
— Да, именно так.
Д. Маханько
— И правильно я понимаю, что до середины 20 века она была без оклада, и сейчас она возвращается в это же состояние?
А. Дубровский
— До середины 20 века она была без оклада. Во все времена менялся басменный оклад, который крепился гвоздями непосредственно к основанию иконы, даже к лику. После был одет вот этот вот оклад, и икона была установлена на возвышении в центре собора на специальном месте, куда она и возвращается в настоящее время. По возвращению в собор икона будет установлена в специальную климатическую капсулу. Капсула будет пристенная — замкнутый герметический объём, который позволяет климат-контроль, влажностный режим контролировать. Будет специальный светодиодный свет определённый, тёплый, который без ультрафиолетового и инфракрасного спектра. Остекление фронтальной части будет антивандальное. Капсула будет закрыта и опечатана. Повторю, что будет стабильно поддерживаться влажность, температура внутри капсулы с осуществлением воздухообмена и контроля за температурой. Будут установлены датчики освещённости, загрязнённости среды. Всё это будет архивироваться и передаваться на компьютер, где будет вестись статистика. Все прихожане, все гости города, паломники могут абсолютно беспрепятственно приходить, прикладываться, молиться о своих нуждах, о своих чаяниях к образу, как и прежде.
Д. Маханько
— Вы говорите, что визуально изменился облик иконы. Может быть, расскажете подробнее почему так произошло? Сколько там было слоёв вы уже назвали — больше 10-14 поверх написано, да? То есть, я так понимаю, она была написана, и потом поколениями, спустя 50 или 100 лет, её как-то обновляли. Как это происходило? И как удалось докопаться до истинного лика, что там внизу?
А. Дубровский
— Необходимо отметить квалификацию, профессионализм специалистов-реставраторов ГосНИИ реставрации, которые подошли с любовью, с трепетом и очень профессионально к своей работе. Работа производилась под специальными микроскопами. Очень долго происходил процесс укрепления иконы. Далее — расчистка. Расчистка послойная. Как вы уже сказали, было выявлено 16 слоёв...
Д. Маханько
— 16 всё-таки?
А. Дубровский
— 16 слоёв поновлений. Важно, ещё раз отмечу, что не снимали, как в XVIII — может быть не делали — в XIX, XX веке зачастую горе-реставраторы приходили, снимали даже авторскую живопись. И реставраторам приходилось зачастую образ той или иной иконы додумывать, дорабатывать и так далее. В нашем случае этого не произошло. Немножечко только пришлось где-то подтонировать те участки левкаса, которые сохранились. Вот ещё хотел бы отметить: оклад будет находиться в храме недалеко от иконы, надпись будет, на которой будет указано кем и когда он был пожертвован.
Д. Маханько
— В 1954 году.
А. Дубровский
— В 1954 году.
Д. Маханько
— Владыка, а как так получилось, что в 1954 году, в не самое благоприятное время для Церкви, удалось смолянам собрать средства и устроить этот оклад, как это получилось? Еп. Исидор
— Это особенность жизни нашего православного народа — когда хуже, тогда народ сплочённей. Поэтому, как мы с вами представляем, в годы новой волны гонений на православных верующих, которая возникла при Хрущёве, православные верующие Смоленска сплотились и в качестве дара Божией Матери, который бы засвидетельствовал бы их единство, и как некий знак, с которым православные верующие Смоленска обратились к Божией Матери с просьбой о защите их, и явилось это деяние, связанное со сбором средств на серебряный оклад «Одигитрии». И Божия Матерь вскорости, как мы с вами представляем, явила свою помощь, поскольку эти хрущёвские гонения закончились. И верующие осознали, что всякое сплочение, всякое усилие на молитву Божией Матери тут же приносит свои плоды, и Божия Матерь всегда эту помощь оказывает.
Д. Маханько
— Я напоминаю: это программа «Светлый вечер». С 1 по 10 февраля в Храме Христа Спасителя в Москве можно увидеть и приложиться к уникальной иконе — это икона «Одигитрия», икона Смоленской Божией Матери. И сегодня мы беседуем с нашими гостями из Смоленска — это епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский. Владыка, вот с 1 по 10 февраля икона находится в Москве, я думаю тысячи и десятки тысяч людей смогут её увидеть, приложиться. Как будет осуществляться доступ — круглосуточно или нет? Что известно?
Еп. Исидор
— Поскольку первопрестольный град является кафедрой Святейшего Патриарха Кирилла, то, конечно же, по его благословению будут происходить все мероприятия, связанные с доступом к нашей святыне. Кафедральный Храм Христа Спасителя является патриаршим, поэтому, по благословению Патриарха, силами духовенства и соответствующих служб будет организован доступ к иконе Смоленской Божией Матери «Одигитрия». Он будет осуществляться со 2 по 10 февраля, начиная с 8 часов, когда будет храм открыт для начала совершения Божественной литургии. И, как мне представляется — это будет дополнительно объявлено через соответствующие официальные средства массовой информации, — примерно до 8 вечера. И в это время, в светлое время суток, каждый верующий житель города Москвы и гости наши столицы будут иметь доступ к Смоленской «Одигитрии». Затем, по благословению Святейшего Патриарха, после 10 февраля икона будет перемещена: прибудет в город Смоленск, где, после дополнительных мер по её сохранению в этот продолжительный период её перемещения примерно на 400 километров из Москвы в Смоленск, она торжественно будет встречена всеми верующими смолянами в день Сретения Господня, 15 февраля, в воскресенье. Поэтому я, пользуясь возможностью радиоэфира, приглашаю не только смолян, которые слушают нас с вами, но и всех наших слушателей, к тому, чтобы приехать в Смоленск и приобщиться к этому великому действу, и приложиться к чудотворному образу «Одигитрии» уже в Успенском соборе Смоленска.
Д. Маханько
— Владыка, насколько смоляне знают, любят и почитают икону «Одигитрия»? Я понял по словам Александра Александровича, что даже беспокойство какое-то выражают, то есть какое-то общественное волнение по поводу того, что её не было два года всё-таки. То есть расскажите, пожалуйста, как происходит это почитание и как смоляне, действительно, чтут эту икону.
Еп. Исидор
— Оно настолько сильно, что его можно сравнить с отсутствием родной матери в семье. Каждый из нас может представить что значит не видеть родную маму целых два года. Так и смоляне относятся к своей «Одигитрии» и очень скучают из-за того, что они два года не видели свою родную маму.
Д. Маханько
— Удивительно! Вы сказали, что икона чудотворная и имеет такой статус. Были ли какие-то в обозримые годы, вот недавно, какие-то чудеса, связанные с этим образом?
Еп. Исидор
— Да, и мы фиксируем эти чудеса. Они были явлены особенным образом и в 20 веке, в годы лихолетий, в годы гонений на Православную Церковь и уничтожения святынь. Эти чудеса происходят и доныне. И главное чудо для всех нас является то, что человек неверующий, заходящий в храм, после молитвы Божией Матери «Одигитрии», после даже мысленного обращения к ней, даже обращения взором, становится верующим человеком. Поэтому я, пользуясь случаем и этой высокой площадкой, ещё раз приглашаю всех людей, ищущих Бога, ищущих себя в пространстве веры, всё-таки найти возможным прийти к Смоленской «Одигитрии», помолиться Богу, Божией Матери, чтобы Господь просветил ум, сердце и наставил на путь спасения.
А. Дубровский
— Хотелось бы добавить к словам Владыки. Я лично, в определённое время, обратившись однажды к образу нашей Богородицы, к Её чудотворной иконе, получил просимое. С тех пор моё отношение в целом к Церкви, моё отношение к Богоматери очень круто поменялось. Всю мою жизнь поменяло.
Д. Маханько
— Я знаю, что в Смоленске традиционно служится акафист каждую неделю «Одигитрии», да?
Еп. Исидор
— Да, каждый вторник.
Д. Маханько
— По вторникам вечером?
Еп. Исидор
— Вечером во время вечернего богослужения, между вечерней и утренней совершается акафистное пение Божией Матери.
Д. Маханько
— Мне доводилось бывать в 90-е годы вот на этих акафистах. Я помню, моему изумлению не было предела, когда люди пели его наизусть.
Еп. Исидор
— Так и есть доныне.
Д. Маханько
— До сих пор, да?
Еп. Исидор
— Да
Д. Маханько
— Удивительно! Почему-то очень много людей собиралось, там была всегда проповедь. Запоминается на всю жизнь, на самом деле.
Еп. Исидор
— Так и есть.
Д. Маханько
— Не говоря уже о величии Смоленского Успенского кафедрального собора, который не оставит равнодушным никого, пожалуй, кто там побывает. На самом деле это так, это, действительно, так.
Александр Александрович, а какие ещё есть святыни в Смоленском кафедральном соборе? Вы, как древлехранитель, нам расскажите.
А. Дубровский
— Что хотелось бы отметить, вкратце. Я с собором уже около 20 лет, начинал ещё будучи строителем, занимался реставрацией собора, занимался реставрацией епархиальных объектов церковных, объектов культурного наследия, поэтому мне всё это очень дорого, очень всё это ценю. На сегодняшний день то, что мы имеем в соборе, помимо нашей чудотворной иконы, это плащаница княгини Старецкой, подаренная городу Смоленску. Она хранится в отдельном киоте, с левой стороны по центру храма. Также находятся у алтарной части, у солеи, сандалии Меркурия — нашего смоленского святого, который, как вы знаете историю, по велению Богородицы сразился с татарским воином, победил его, но был обезглавлен и получил статус мученика. Сейчас эти вещи наиболее ценные, к которым едут многие и многие паломники преклониться, посмотреть.
Еп. Исидор
— Сам по себе иконостас в Успенском соборе является уникальным. И не только с духовной точки зрения, но и с точки зрения исторической, культурологической. Таких иконостасов, подобных иконостасу Успенского собора, вряд ли можно найти во всей Святой Руси.
А. Дубровский
— Да, это, действительно, великолепный памятник искусства. Даже Наполеон, если мы обратимся к истории, был настолько удивлён и поражён великолепием этого иконостаса, который был золото на серебре, который сиял, был воздушный. Настолько лёгкий, что либо упала шляпа, либо он снял её действительно.
Д. Маханько
— То есть с Наполеона упала шляпа?
А. Дубровский
— Наполеон, как мы знаем, никогда нигде не снимал шляпу. В Успенском соборе Смоленска он её снял.
Д. Маханько
— Вот мы говорили об иконе «Одигитрия» и о других святынях Успенского собора в Смоленске. Владыка, может быть, несколько слов скажите о том, что, почитая икону, мы ведь не почитаем краски, доску, левкас, ведь это что-то другое, правда?
Еп. Исидор
— Именно так. Поскольку, обращаясь к лику Спасителя, Божией Матери, святых, мы свой ум и своё сердце возносим к Первообразу. Поэтому, обращаясь к видимым предметам, мы возносим свой ум к предметам невидимым, которые находятся в области нашей веры. Поэтому я хотел бы сказать, что почитание икон является древней, не только русской традицией. Это традиция, уходящая в глубину веков, в первые века христианства. И Седьмой Вселенский Собор как раз установил догматическое учение почитания святых икон, ясно разъяснив всему православному миру, почему мы обращаемся к писаному образу Спасителя, Божией Матери или святых.
Д. Маханько
— И таким образом — мне ещё одна такая параллель напросилась, — что ведь икона древняя, она является связующим звеном между поколениями людей, которые перед ней молятся. Представляете, сколько людей приходило, сколько молитв было произнесено и сколько исполнено? Это ведь удивительно, когда проникаешься вот этим духом. Конечно, это просто потрясающе!
Еп. Исидор
— Именно так!
Д. Маханько
— Я напоминаю, друзья, что с 1 по 10 февраля в Храме Христа Спасителя в Москве пребывает чудотворная Смоленская икона Божией Матери, икона, именуемая «Одигитрия» или «Путеводительница» по-русски. Ей можно поклониться, как Владыка сообщил, с 8 утра до 8 вечера, примерно. Если есть такая возможность — обязательно придете, до 10 февраля она пребудет здесь. И, как мы выяснили сегодня у наших гостей, 15 февраля икона возвращается в свой родной город, в Смоленск, где уже будет пребывать в Успенском кафедральном соборе. Я напоминаю: это программа «Светлый вечер», в гостях у нас епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский. Вернёмся через минуту, оставайтесь с нами!
Д. Маханько
— Снова здравствуйте, дорогие друзья! Это программа «Светлый вечер» на радио «Вера». Меня зовут Денис Маханько и наши гости сегодня — это епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский. Мы говорим о пребывании в Москве, в Храме Христа Спасителя, чудотворной Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия», которое с 1 по 10 февраля продлится здесь, в Москве. Я бы хотел, Владыка, с вашего позволения, переключиться на Александра Александровича, потому что меня, честно говоря, потряс его титул, нет, наверное, должность. Должность, да?
А. Дубровский
— Наверное, должность.
Д. Маханько
— Епархиальный древлехранитель. Поясните, пожалуйста. Владыка, он у вас подчинённый, чем он занимается?
Еп. Исидор
— Поскольку Святейший Патриарх Кирилл, архиереи Русской Православной Церкви, да, собственно, весь народ Божий, понимая, что мы несём ответственность за все наши православные святыни, пришли к необходимости учреждения новой должности в Русской Православной Церкви. Эта должность — епархиальный древлехранитель. Декабрьский Синод 2014 года постановил учредить официально в ряде епархий эту должность. 33 епархии перечислены в решении священного Синода, в которых необходимо в обязательном порядке создать эту должность. Это те, епархии, в которых находятся особо почитаемые храмы, святыни, и в них учреждена эта должность. Смоленская епархия входит в число этих епархий, где это всё должно было быть учреждено, поэтому мы исполнили поручение Святейшего Патриарха. И Сан Саныч Дубровский, который является коренным смолянином, глубоко верующим человеком, специалистом в области строительства, реставрации, сохранения памятников культуры, сохранения религиозных памятников, назначен епархией на эту должность. И он активно сейчас принимает участие в подготовке принесения Смоленской «Одигитрии» в город Смоленск.
Д. Маханько
— Александр Александрович, хотелось бы подробнее узнать о вашем жизненном пути. Вы так немножко намекнули, что много строили, реставрировали. Вы же стали древлехранителем совсем недавно? Если декабрьское решение, значит, наверное, в январе, декабре вас утвердили. А чем вы до этого занимались?
А. Дубровский
— Да, на самом деле древлехранителем по указу нашего Владыки я стал в декабре месяце. До этого был на должности помощника Правящего Архиерея по строительству. Предварительно, если, как вы говорите, жизненный путь: база образования у меня строительная. Далее было управленческое — это Академия госслужбы. В 90-е годы, когда произошёл очередной кризис в нашей стране, как всегда, как это периодически повторяется в определённые промежутки времени, мы организовали общество с ограниченной ответственностью. Занимались строительством и перешли плавно, с лёгкой руки нашего старшего священника сейчас, тогда это был настоятель Успенского собора отец Михаил Горовой, перешли к реставрации. Немножечко, вкратце напомню как это было, думаю, отец Михаил вспомнит это дело, прослушав. Когда мы подошли к сторожке, объект был совсем небольшой, отец Михаил, не зная наших способностей, моих в частности, говорит: «Александр Александрович, сколько будет стоить отреставрировать сторожку? Фасад представляете — два метра на два, с трёх сторон». Я ему выложил стоимость тут же, ну, такую символическую. Отец Михаил тут же, не думая, сказал «Приступайте!» После того, как мы отреставрировали вот этот фасадик, дальше всё это развивалось — следующее, следующее, следующее. В итоге в течение 15 лет занимались, в частности реставрацией иконостаса — золочение, воссоздание, реставрация живописи. Хотелось бы отметить, что та реставрация живописи, которую мы проводили на иконостасе Успенского собора, она немножечко отличается от той, что сейчас мы проговорили в отношении иконы Божией Матери «Одигитрия». Утрачен был во многом живописный слой икон, потому что в определённые времена температура в соборе была отрицательная, никто не занимался воссозданием. Это вот момент, наверное, послевоенный. Был там атеистический музей, никто не занимался сохранностью, не следил за этим. Поэтому были большие, огромные утраты. Некоторые иконы процентов на 30 приходилось левкасить и дописывать, чего не произошло сейчас на образе нашей Богоматери «Одигитрия». Далее были ещё объекты Смоленской епархии: монастыри, церкви, внутренне убранство храмов. Таким образом был приобретён определённый опыт, опыт работы с Департаментом по культуре Смоленской области, опыт работы с Министерством культуры Российской Федерации. И по приходу на кафедру нашего нынешнего Правящего Архиерея Владыки Исидора, состоялась беседа, и таким образом я оказался в штате епархии.
Еп. Исидор
— Если вы позволите, я добавлю, чтобы разбавить скромность Александра Александровича, что эти 20 лет, которые он обозначил, своей работы в Смоленской епархии, конечно же, были сопряжены с деятельностью Святейшего Патриарха Кирилла, который был митрополитом Смоленским и Калининградским целых 25 лет. Поэтому Александр Александрович является в прямом смысле послушником Святейшего Патриарха Кирилла.
Д. Маханько
— Но, поэтому и доверие такое большое. Расскажите, пожалуйста, Александр Александрович, ваша должность, что она подразумевает? То есть древлехранитель слово такое: видимо, какой-то есть у него кабинет, там много древностей, он их хранит, закрывает на три замка за бронированной дверью и охраняет. А на самом деле что это такое? А. Дубровский
— Нет-нет, это, может быть, немножко неверное представление о древлехранителе. Сама должность, она введена, как уже сказал Владыка, на Священном Синоде в 2014 году. Были обязаны 33 епархии учредить эту должность в обязательном порядке, в других епархиях — по необходимости. Значит, что это такое, новая должность такая? Нет, конечно же, это не охранитель, не кладовщик какой. Скорее всего, это человек, который должен следить, контролировать те объекты, учёт прежде всего... Хотелось бы отметить, что Смоленская епархия славится огромным количеством храмов, храмов действующих — сам город, область, глубинка, деревня — действующих храмов и храмов разрушенных, утраченных, может быть, на сегодняшний день безвозвратно. Но тем не менее, по указанию Святейшего Патриарха учёт этих руин даже необходим для дальнейшего воссоздания совместно с Департаментом по культуре, заключения охранных договоров... паспорта на каждый объект. Святыни, которые имеются в наличии в Смоленской епархии — в церквях, храмах, монастырях — всё это должно быть учтено, указано, передано в Патриархию, чтобы тоже архив такой вёлся. И, конечно же, ответственность за свою деятельность у древлехранителя. Мы сейчас готовимся, изучаем материалы, функциональные обязанности, соответственно этому будем работать.
Д. Маханько
— У вас будет какой-то штат сотрудников? Или вы один всё это будете делать?
А. Дубровский
— Нет, штат сотрудников, конечно же, будет. Он есть, по благословению нашего Владыки учреждён Архитектурно-строительный отдел, в котором работают профессиональные специалисты: и сметчики, и архитекторы, и производители работ. Штат будет, по благословению Владыки, увеличиваться. Сейчас формируется архив епархии, чего доселе не было, и контроль за ведением строительных работ тех храмов, которые строятся по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Смоленщине. Реставрация храмов, которая ведётся, будет контролироваться, вестись учёт и, соответственно, контроль качества.
Д. Маханько
— Я бывал в Смоленской области, не скрою, в разных районах. Я помню меня потряс храм в Ельнинском, кажется, районе, который никогда не закрывался, древний. В Гагаринском, в Вяземском я бывал. Вы говорите, и я понимаю какое это необъятное поле работы. Владыка, кто это всё финансирует?
Еп. Исидор
— Прежде всего, конечно же, основной поток денежных средств, который осваивает епархия ныне, связан с действием Федеральной программы «Культура России», благодаря которой древние памятники архитектуры, по нашему представлению, финансируются. У нас же в Смоленске два действующих храма 12 века! Вдумайтесь, храмы, которые видели Смоленск в домонгольский период! И много иных древних святынь 16 — 18 веков, на которые распространяется действие этой Федеральной программы. И мы, представляя проект на сметную документацию, выигрывая соответствующие конкурсы, приглашаем по рекомендации Министерства культуры Российской Федерации, соответствующего генерального подрядчика, который и осуществляет реставрационные работы. Что касается святынь и памятников регионального значения, то мы обращаемся к неравнодушным верующим, бизнесменам православным, жителям города Смоленска для того, чтобы они выделяли эти средства. Конечно же, прямо скажу, этих средств не хватает. Как нам представляется, мы собираем эти сведения и сейчас будем проводить очень серьёзную работу, связанную со сбором этих средств, изданием этого научного труда — только на территории Смоленского региона находится более 800 порушенных храмов.
Д. Маханько
— Ой-ой-ой!
Еп. Исидор
— И это заставляет нас активнее работать над их восстановлением для того, чтобы передать следующим поколениям православных верующих смолян эти храмы, пока они ещё не успели разрушиться до конца. Работы много. И мы призываем всех людей, которым дороги наши православные святыни, к сотрудничеству. Нам не нужны деньги, нужна помощь, нужно неравнодушие людей. И мы ждём всех неравнодушных людей в Смоленске.
Д. Маханько
— Я напоминаю: это программа «Светлый вечер». Мы сегодня говорим о пребывании в Москве в кафедральном Храме Христа Спасителя иконы Божией Матери «Одигитрия», Смоленской иконы из Смоленска, которая 15 февраля вернётся в свой родной город Смоленск. А с 1 по 10 февраля она пребывает в Храме Христа Спасителя. И я также напоминаю, что в гостях у нас епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский. Уже завершаем нашу программу. И в завершении хотелось бы поговорить подробно о городе Смоленске. Вы имеете честь там жить. Вы, Александр Александрович, я понимаю, с рождения. Владыка...
Еп. Исидор
— Аж целых два года!
Д. Маханько
— Ещё только лишь два года. Я признаюсь, что у меня бабушка из-под Рудни родом. И я ещё с детства слышал много рассказов о Смоленске и, действительно, жизнь моя с ним тоже связана. Поэтому я тут немножко вам тут буду подыгрывать. Но мысль у меня такая: что всё-таки Смоленск имеет огромный туристический потенциал. Потому что я не знаю другого такого города, где, действительно, сосредоточено столько не только там святынь и храмов, но вообще уникальных вещей, которые стоит посмотреть. Давайте об этом поговорим. И, если кто-то в Смоленске не был, может быть, услышав нас, захочет приехать. Владыка, вот вы два года тому назад там появились. Какое было ваше первое впечатление?
Еп. Исидор
— Сразу же я сердцем своим почувствовал родство этого города. Он сразу для меня открылся. Что касается туризма и паломничества, о котором мы в большей степени говорим, как представители Русской Православной Церкви, то я хочу напомнить нашим радиослушателям, что буквально в прошлом году мы отмечали 1150-летие города Смоленска. В этом году, в год тысячелетия со дня кончины святого равноапостольного князя Владимира, мы отмечаем в 990 году его пребывание в городе Смоленске и участие его в крещении смолян.
Д. Маханько
— Вот так вот.
Так что сам равноапостольный князь Владимир в 990 году участвовал в крещении смолян, когда он шёл из Киева на Новгород. И, кроме этого, мы должны не забывать, что Смоленский регион является западным рубежом. И всякая война, всякое нашествие на Святую Русь шли через Смоленщину. Поэтому это особое место боевой славы нашего народа. И мы все в Смоленском регионе буквально ходим по костям наших защитников. Не такого места, где не пролилась бы кровь солдата. Начиная с 11 века и по 20 век, до лет Отечественной войны. Поэтому этот наш Смоленский регион является местом боевой славы. Множество памятников, посвящённых героям нашего Отечества, множество памятников старины, множество церквей, которые сами по себе являются памятниками не только Церкви, но и нашего народа. Множество святынь в каждом уголке Смоленского региона. Всё это позволяет развивать не только паломничество, но и, так называемый, региональный туризм. Смоленская епархия принимает в настоящее время большие усилия к тому, чтобы развить этот региональный туризм. И мы, совместно с администрацией города Смоленска, с администрацией Смоленского региона, области сейчас находим пути для развития этого туризма. И приглашаем не только жителей Москвы, но всей многонациональной России, приехать. Паломническая служба Смоленской епархии, контакты которой находятся на сайте Смоленской епархии, всегда готова оказать содействие в обеспечении туристических и паломнических маршрутов.
Я, вспоминая Смоленск, сейчас Владыку слушая, хочу обратиться к Александру Александровичу, как к строителю. Ведь такая уникальная постройка, как Смоленская крепостная стена, в каком сейчас находится состоянии, что там можно увидеть? Сломали ли её или достроили? Я просто давно не был, не знаю.
А. Дубровский
— Да, вы абсолютно правы, говоря о том, что крепостная стена — это памятник, который украшает наш город. К сожалению, за последнее время не много внимания уделялось этому объекту. Буквально два года назад выделялись средства из Федерального бюджета. Сейчас планируется, насколько я знаю, продолжение реставрационных работ. Те башни, те прясла, которые сохранились в центре, частично отреставрированы. А все, которые находятся вдоль Днепра, они, конечно, требуют особого, пристального внимания. Смоленский Кремль в том виде, в котором он был, когда был построен, это была святыня, привлекавшая не только гостей города, но и врагов, которые спотыкались на подступах к нашему городу. В послевоенное время многие башни, многие прясла были разобраны для строительства частного сектора, для строительства административных зданий каких-то. На сегодняшний день, насколько я знаю, воссоздание этих участков не планируется. Но о реставрации самой сохранившейся части крепости речь идёт.
Д. Маханько
— Я расскажу слушателям, может, кто-то в Смоленске не был. Шесть с половиной километров, по-моему, составлял диаметр изначально.
А. Дубровский
— Да, Старый город.
Д. Маханько
— То есть можете себе представить этот объём, и 30 с чем-то башен было. Сейчас их меньше.
А. Дубровский
— Сейчас их меньше. Насколько я помню, по-моему, около 12.
Д. Маханько
— Но всё равно это уникальное и удивительное строение.
Еп. Исидор
— Если вы позволите, я вмешаюсь в ваш диалог, добавив, что благодаря усилиям Министерства культуры Российской Федерации, особенно с приходом Владимира Ростиславовича Мединского, вообще, картина города Смоленска кардинально изменилась в лучшую сторону. И прямое подтверждение тому — это книга Владимира Ростиславовича Мединского «Стена».
Д. Маханько
— Со Смоленской стеной на обложке, я помню.
Еп. Исидор
— Поэтому всем гостям нашего города мы рекомендуем прочесть книгу «Стена».
Д. Маханько
— А я также похвастаюсь радиослушателям, что я знаю несколько названий башен. По-моему, на книге Мединского башня «Орёл» изображена.
Еп. Исидор
— Да.
Д. Маханько
— Очень такое название говорящее. Высокая башня, которая будто бы парит над землёй. Владыка, вы упомянули храмы 12 века, это трудно представить человеку, который живёт в 21 веке. Расскажите подробнее, что это за церкви, действующие ли они.
Еп. Исидор
— Это действующие храмы, ежедневно открытые для посетителей. Это храм Архистратига Божия Михаила и храм святых апостолов Петра и Павла. Оба этих храма всякому, проезжающему на поезде через город Смоленск в дневное время, видны. Поэтому даже, если кому-то не удастся сойти со ступеней поезда, чтобы пройти по городу Смоленску, то из окна вагона всегда вы увидите эти древние памятники.
Д. Маханько
— Петра и Павла — красного кирпича, а Свирская церковь (Архангела Михаила) — такая светлая.
Еп. Исидор
— Петра и Павла стоит буквально на железнодорожном вокзале, и проехать невозможно. И чуть на возвышенности, в отдалении виден храм Архистратига Михаила.
Д. Маханько
— Скажите пожалуйста, вот мы говорим, что людям неплохо было бы приехать посмотреть Смоленск. Есть ли какая-то гостиничная инфраструктура? Как дороги там? Всегда очень волнует жителей столицы, например, качество дорог. Боятся выезжать за МКАД. Что там у вас происходит в этом направлении?
А. Дубровский
— Как Владыка уже упомянул, в прошлом году было отмечено 1150-летие со дня основания города Смоленска. Конечно же, усилиями федеральной власти, усилиями региональных властей город был приведён в очень хорошее состояние. Всё было начато с дорог, соответственно. Памятники архитектуры, центр очень преобразился. Приведены в надлежащее состояние объекты инфраструктуры. Что касается гостиничного комплекса: достаточно частных гостиниц сейчас уже организовано в городе Смоленске. Хотелось бы особенно отметить нашу епархиальную гостиницу непосредственно на Соборном дворе.
Д. Маханько
— То есть в самом центре города, в его сердце.
А. Дубровский
— В самом центре города, у Успенского собора. Все желающие могут тут же помолиться, отдохнуть, подумать о вечном в тишине, покое, в комфорте и уюте. Приглашаем!
Еп. Исидор
— Кроме того, я дополню Александра Александровича, в том, что у нас прекрасный гостиничный комплекс епархии находится и в Катыни. Там, где построен комплекс зданий — Святейший Патриарх Кирилл освящал этот комплекс — на месте расстрелов новомучеников и исповедников смоленских. Поэтому много чего можно посетить.
Д. Маханько
— Владыка, раз уж вы заговорили о Святейшем Патриархе, который 25 лет провёл на Смоленской кафедре. Вы в какой-то мере являетесь его наследником. Меня интересует такой вопрос: 25 лет — огромный срок, четверть века, и, насколько я знаю, Святейший очень много вложил в Смоленск, очень много сделал, чувствуется ли вот это наследие, чувствуете ли вы себя приемником и какие это налагает на вас обязательства?
Еп. Исидор
— Вы знаете, я чувствую себя директором музея, основателем которого является Святейший Патриарх. Поэтому не только наши храмы, не только те духовные учебные заведения, иные епархиальные службы, и, собственно, жизнь самого города, которые возникали при непосредственном участии Святейшего Патриарха Кирилла, вообще, всё, что теперь наполняет город Смоленск, оно, безусловно, связано с именем Святейшего Патриарха Кирилла. Поэтому во многом, когда меня спрашивают в чём я вижу свою миссию, после назначения Святейшим на Смоленскую кафедру, я её вижу в том, чтобы продолжить дело Святейшего Патриарха. Это главное, что меня заботит и чем я занят. Д. Маханько
— Вы, Александр Александрович хотели что-то добавить.
А. Дубровский
— Хотелось бы добавить, да. Конечно же, смоляне считают Патриарха своим земляком, потому что...
Д. Маханько
— Я даже скажу вам. Я видел в последний раз, когда был в Смоленске, в центре города, возле Драмтеатра висит огромный плакат «Смоленский край — земля Патриарха».
А. Дубровский
— Да-да.
Д. Маханько
— Несмотря на то, что Святейший не родился в Смоленске.
А. Дубровский
— Да. Тем не менее люди настолько любят нашего пастыря. И по прошествии двух лет со дня прихода Святейшего на престол Святейшества, я, так случилось, был на Валааме. И когда в храме проходила служба, я подошёл под благословение к Патриарху, не удержался и так громко высказал: «Ваше Святейшество, Смоленск скучает без вас!» Но это действительно так. Ждут с нетерпением.
Еп. Исидор
— И в развитие, если позволите, вот этого ожидания. Святейший Патриарх утвердил планы своего приезда в город Смоленск в конце августа 2015 года. Теперь все мы, смоляне, готовимся к его Первосвятительскому визиту в Смоленск. В рамках этого визита предполагается, кроме богослужения, посещение в городе Смоленске Владимирской набережной — в честь князя Владимира. В конце декабря Смоленский городской Совет назвал — это тоже историческое событие. И Святейший Патриарх на Владимирской набережной освятит памятник святому князю Владимиру, который, собственно, и ступал по этой набережной.
Д. Маханько
— Спасибо огромное! Я напомню: это события августа, мы их немножко проанонсировали. А с 1 по 10 февраля в Храме Христа Спасителя в Москве пребывает чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». И, как мы узнали сегодня от наших гостей, 15 февраля икона после реставрации возвращается в Смоленск, где её можно будет увидеть в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Спасибо огромное. Очень приятно было пообщаться с вами, вспомнить город, который я тоже очень люблю. У нас в гостях был епископ Смоленский и Вяземский Исидор и епархиальный древлехранитель Смоленской епархии Александр Александрович Дубровский. Спасибо огромное. Может быть, ещё когда-нибудь обязательно встретимся в этой студии, и вы расскажете как у вас идут дела, и что нового в Смоленске.
Еп. Исидор
— Обязательно! Мне очень понравилось быть вместе с вами.
Д. Маханько
— Спасибо большое! До свидания!
А. Дубровский
— Спасибо. До свидания!
Еп. Исидор
— До свидания!
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.