
«Интервью с Богом», студия Astute Films, Big Indie Pictures, Giving Films, режиссёр Перри Лэнг
— Над чем работаешь?
— О, слушай, ты не поверишь. Я делаю интервью.
— Хорошо. С кем?
— С Богом.
Такое неожиданное заявление услышал редактор одной из нью-йоркских газет от своего сотрудника — корреспондента по имени Пол Ашер. Но разве это возможно — встретить Бога, разговаривать с Ним? На такую необычную тему решил поразмышлять американский режиссёр Перри Лэнг в в своей картине, которая называется «Интервью с Богом». Только что мы с вами услышали фрагмент из этого фильма.
Кинолента вышла на экраны в 2018 году. Несмотря на то, что фильм прошёл в прокате безо всякой рекламы и фестивальной шумихи, о нём заговорила мировая пресса. В том числе и наша, отечественная: так, например, газета «Известия» назвала картину интригующей и способной удивить.
Действительно, интрига возникает буквально с первых же кадров. Главному герою фильма, журналисту Полу Ашеру, предлагает встретиться и пообщаться странный, но любопытный незнакомец. Пол приезжает, чтобы взять у него интервью. Включает диктофон, просит собеседника — интеллигентного пожилого мужчину — назвать своё имя. И в ответ от него слышит: «Я — Бог». Согласитесь, звучит неожиданно! Скажу больше: поначалу такой приём с персонификацией лично мне показался сомнительным. Но чем дальше разворачивалось действие на экране, тем очевиднее становилось, что фильм не стоит рассматривать исключительно с точки зрения прямого повествования. Попытка представить себе общение человека с Богом через вымышленного персонажа — всего лишь необычный художественный ход, сделанный ради того, чтобы зритель поразмышлял на серьёзные, жизненно важные темы. Чтобы зритель задумался над тем, как Бог мог бы ответить человеку на его молитвы, вопросы и недоумения.
Перед нами — многоплановое полотно. Фильм «Интервью с Богом» одновременно — и увлекательное действо, и тонкая драма, и глубокая метафора, и мудрая притча. Встрече Пола с незнакомцем предшествовали определённые события. Молодой человек вернулся из охваченного войной Афганистана, где несколько месяцев провёл в качестве военного корреспондента. Память об увиденном и пережитом в «горячей точке» не отпускает Пола. Вдобавок к этому дал трещину брак — от Пола ушла жена. Казалось, жизнь утратила смысл, а под ногами разверзлась пропасть. А главное, у Пола возникло много вопросов к Богу. И главный из них — как Он мог всё это допустить, почему не помог, не ответил на молитвы? И, раз уж странный собеседник называет себя Богом, журналист решает задать ему все эти вопросы. В одном из эпизодов Пол буквально набрасывается на него с претензиями и обвинениями:
— Не понимаешь, почему люди недовольны? Мы стараемся, хотим быть хорошими, но где ты, когда нужна помощь? Ты хоть представляешь, что мы чувствуем? Каждый наш поступок словно на весах. Нам нужен мир в душе, а ты словно космический надсмотрщик!
Наверно, многие из нас подчас обращались к Богу с подобными заявлениями. И в этом смысле кинолента даёт нам возможность взглянуть со стороны на самих себя, свою жизнь, и попытаться увидеть в ней руку Бога. Недаром эпиграфом к фильму стали слова из христианского гимна, написанного в 18 веке английским поэтом Уильямом Каупером: «Бог действует таинственным образом». В своей картине «Интервью с Богом» режиссёр Перри Лэнг оригинальным способом исследует тайну Божьего промысла в жизни человека и заостряет внимание на очень важных вопросах. Например, если на всё воля Господа, то что должен делать человек? Сидеть и, сложа руки, ждать её исполнения? А может, подключить собственную волю, которой наделил его Господь, и действовать с Богом заодно? Особенно ценно, что в фильме звучат не только вопросы, но и вполне конкретные ответы. При этом перед нами — не богословская лекция, не проповедь, а самое что ни на есть динамичное, остросюжетное и захватывающее кино.
Брентон Туэйтс, исполнивший в фильме роль Пола, дал картине очень точную характеристику. «Это выглядит как вызов, а ведь, по сути, фильм, пусть и в необычной художественной форме, напоминает, что у каждого из нас есть возможность встретиться с Богом, просто однажды обратившись к Нему», — говорит актёр. Мне же, пожалуй, остаётся упомянуть об одном интересном факте: всю выручку от кассовых сборов создатели картины «Интервью с Богом» пожертвовали в пользу ветеранских и детских благотворительных организаций.
Брянск. Преподобный Поликарп Брянский

Фото: Mariana Mishina / Unsplash
Преподобный Поликарп вошёл в историю Русской церкви как основатель Брянского Спасо-Преображенского монастыря. Большинство исторических документов, свидетельствующих о святом, были утрачены в Смутное время. А в конце девятнадцатого века брянский краевед Павел Тиханов сопоставил немногие известные о подвижнике факты. И с уверенностью предположил, что преподобный Поликарп — не кто иной, как князь Пётр Иванович Барятинский. Князь жил в шестнадцатом веке, участвовал в Ливонской войне. Попал в плен, а по возвращении на родину принял постриг с именем Поликарп. На свои средства построил Спасо-Преображенскую обитель, вёл там строгую жизнь, был похоронен в монастырском соборе. В 1897 году Церковь прославила преподобного Поликарпа в лике святых. Мощи праведника почивали под спудом в храме Преображения Господня. В 1968 году эту церковь взорвали безбожники, место захоронения преподобного затерялось. Но память о нём православные бережно хранят. Преподобному Поликарпу посвящён один из приделов Брянского собора Покрова Пресвятой Богородицы.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.