— Мы строим церковь.
— Очень мило. Какую церковь?
— Хорошую. Мы строим церковь прямо здесь.
— Кто «мы»?
— Вы.
Неожиданное и очень настойчивое предложение получил Гомер Смит, чернокожий парень, разъезжающий по американскому штату Аризона в поисках работы. А ведь он просто заехал в домик на краю пустыни, чтобы залить воды в радиатор автомобиля. Смит понятия не имел, что в этом домике живёт маленькая община католических монахинь, бежавших из коммунистической Восточной Германии, и они очень хотят построить здесь храм. Но для этого у них нет ни сил, ни строительных материалов. Настоятельница общины, строгая мать Мария, уверена: Гомер появился у них не случайно. Сам Господь послал его, чтобы помочь монахиням построить храм.
Так начинается художественный фильм «Полевые лилии» американского режиссёра Ральфа Нельсона. Он вышел на экраны в 1963 году и завоевал сразу несколько самых престижных кинематографических наград — премии «Оскар» и «Золотой глобус», а также приз Берлинского кинофестиваля. Критики назвали ленту воодушевляющей и трогательной историей о вере и бескорыстии. По сей день «Полевые лилии» считаются одним из шедевров старого Голливуда, а в США фильм внесён в реестр национальных культурных ценностей. Интересно, что при этом лента снималась практически без бюджета. Ситуация, по сути, повторяла фабулу картины: у режиссёра было огромное желание снять фильм, но не имелось на это средств. Однако ему настолько удалось увлечь своей идеей актёра Сидни Пуатье, что тот согласился бесплатно сыграть главную роль. Остальные актёры и съёмочная группа были готовы работать за чисто символические гонорары. Ральф Нельсон заложил свой дом, и этих денег хватило на съёмочный процесс, который длился всего 14 дней.
Фильм чёрно-белый, без спецэффектов и остросюжетных поворотов и даже, фактически, без смены места действия. Но от экрана невозможно оторваться, картина смотрится на одном дыхании. Неудивительно, что кинокритики 60-х называли «Полевые лилии» фильмом, который поднимает дух и дарит хорошее настроение. Ко всему прочему, в картине присутствуют комедийные моменты, добрые и искренние, которые заставят не раз улыбнуться.
Итак, главный герой соглашается помочь. Правда, поначалу его побуждает к этому лишь перспектива увековечить собственное имя. Собирается он взять с монахинь и плату за свою работу. Но время идёт, и Смит всё больше проникается жизнью сестёр — молится вместе с ними перед едой, покупает для них продукты в супермаркете, учит английскому языку. И в его душе, кажется, происходят перемены. Как всё это отразится на строительстве храма — нам предстоит узнать, посмотрев фильм Роберта Нельсона «Полевые лилии».
Кстати, названием для картины послужили слова из Евангелия — Нагорной проповеди Христа: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них». Именно к ним отсылает зрителей режиссёр фильма, показывая, какие удивительные плоды способна принести искренняя вера в Бога и надежда на Его помощь. В одном из эпизодов мы видим, как постепенно к строительству присоединяется всё больше и больше людей. Это вызывает удивление у некоторых скептиков. Но очевидно и закономерно для тех, кто трудится на стройке.
— Скажите, откуда материалы?
— Люди приносят.
— За что?
— Мужчина сначала приносит кирпичи, а потом получает что? Церковь, где его дети будут получать Причастие. Они не могут жить без веры.
«Полевые лилии — прежде всего, история о чуде веры», — говорил режиссёр Роберт Нельсон. Прокомментировал он и один из финальных эпизодов фильма. Завершая строительство, на высоком шпиле храма, у подножия креста, Гомер Смит пишет на свежем цементе своё имя. «И это — определённо уже не жест самолюбия. Ведь там, наверху, эту надпись не смогут увидеть люди. Её увидит только Бог», — отмечал Нельсон. Интересно характеризует режиссёр и самого главного героя. Гомер Смит — путешественник, он постоянно куда-то едет, всегда в поиске. Но самое важное в своей жизни находит только однажды остановившись.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Послание к Титу святого апостола Павла
Тит., 301 зач., I, 15 - II, 10.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Встречая Новый год, многие верующие люди задаются вопросом: стоит ли верующим отмечать этот праздник? И если да, то как себя вести? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 1-й и 2-й глав послания апостола Павла к Титу, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.
16 Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.
Глава 2.
1 Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:
2 чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении;
3 чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру;
4 чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей,
5 быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие.
6 Юношей также увещевай быть целомудренными.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
Помню, в юности я слышал одну обличительную речь. Она была обращена к верующим, которые собирались отмечать Новый год. В ней осуждалось всё: ёлка, новогоднее застолье, подарки и атмосфера праздника в целом. В то время ещё не было традиции служить в новогоднюю ночь Литургию, и говорящий утверждал, что нормальный человек в эту ночь должен спать. Людей, которые всё это слушали, зачастую дома ждали неверующие мужья или жёны, дети, которые надеялись получить на утро подарки. С каким чувством прослушавшие такое обличение праздновали потом Новый год? Думаю, с чувством вины и печали от невозможности ничего изменить, с непониманием, что именно греховно в простом семейном празднике, ведь его совсем необязательно отмечать с каким-то разгулом...
В сегодняшнем чтении мы слышим очень важную и на первый взгляд неожиданную мысль. Апостол Павел говорит: «для чистого всё чисто, а для осквернённых нет ничего чистого, потому что осквернены их ум и совесть». Это утверждение очень важно, из него становится ясно, что нравственная жизнь начинается с правильной внутренней позиции. Если я христианин, мне стоит сделать акцент на добре, стоит стремиться увидеть в мире множество возможностей для исполнения заповедей. Но я назвал эти слова также и неожиданными, потому что мы, к великому сожалению, часто настроены негативно. Вместо того, чтобы, увидев какое-то явление или действие, пусть даже не вполне привычное, задуматься над тем, каков его христианский потенциал и действительно ли оно противоречит заповедям по самой сути, мы сразу его отвергаем, не понимая, что порой выдаём свои вкусы за религиозную позицию. Понятно, что иногда речь явно идёт о вещах чуждых вере и нравственности, тут и говорить нечего, но всё же многие и многие явления нашего бытия можно и нужно наполнять христианским содержанием, показав, что христианство не отрицает здоровые формы общественной жизни и культуры, оно отрицает грех и зло, как противоречащие воле Божией.
Да, для православных грядущее Рождество Христово праздник несравнимо более значимый, чем Новый год, это очевидно. Кроме того, идёт Рождественский пост. Но ведь можно спокойно отпраздновать Новый год и начать подготовку к празднику Рождества Христова! Зачем же искать повод для разделения в том, что может быть поводом к единству: семейному, дружескому или приходскому? Я уже не говорю о том, сколько в самых разных житиях святых сюжетов, когда угодники Божии снисходили к малоцерковным людям в своей любви и эта любовь растапливала сердца последних. Сегодня в некоторых храмах принято служить на Новый год ночные службы, в других служат молебны, после которых люди расходятся по домам, чтобы спокойно и радостно побыть с близкими и пообщаться. Варианты того, как поступить, могут быть разными, главное с чистым сердцем стремиться к добру, и Бог всегда поможет нам его совершить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участии в ежегодной Рождественской акции «Гирлянда Добра»
Уже 6-й год подряд московская Марфо-Мариинская обитель проводит Рождественскую акцию «Гирлянда Добра», чтобы утешить и порадовать подопечных — одиноких пожилых людей, детей с инвалидностью, малоимущие семьи и всех, кто находится в трудной ситуации.
Обитель была основана в начале XX века великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой. Она создала здесь очаг доброты и милосердия, у которого отогревались сотни страждущих. Сегодня, как и 115 лет назад, люди по-прежнему получают в монастыре необходимую помощь.
Галина Ивановна и её взрослая дочь Татьяна — подопечные патронажной службы Марфо-Мариинской обители. Обеих сильно подводит здоровье, и заботиться друг о друге они уже не в силах. Сотрудники патронажной службы помогают им в быту, наводят порядок в доме и участвуют в решении вопросов, связанных с уходом и медицинской помощью. Также они поздравляют семью с праздниками, радуют их нужными и полезными подарками.
Сегодня в обители действуют 8 социальных проектов, в которых взрослые и дети получают продукты, лекарства, психологическую, медицинскую и духовную помощь. Важно, чтобы они продолжали действовать.
Примите участие в Рождественской акции «Гирлянда Добра» и поддержите дела милосердия Марфо-Мариинской обители. Сделать это просто — можно оставить любой благотворительный взнос на странице «Гирлянда Добра». Либо привезти в монастырь сладкие подарки, которыми порадуют подопечных в дни проведения рождественской акции.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Письма Баламута». Архимандрит Симеон (Томачинский)
Вместе с доцентом Московской духовной академии архимандритом Симеоном (Томачинским) мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Письма баламута» и смотрели, как художественные образы этого текста сочетаются с тем, что об искушениях в жизни христианина говорит православная традиция.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер