
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Евр., 305 зач., II, 2-10.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Любой, кто хоть раз рассматривал звёздное небо, задумывался над тем, как малы мы во вселенной, как несопоставимы со всеми необъятными и даже невероятными пространствами, которые нас окружают. И кажется, сами собой рождаются вопросы: «Кто мы? Какова наша роль, если мы так незначительны и малы по сравнению со вселенной?» Казалось бы, кто может на это ответить? Разве это не вечные или как их ещё называют проклятые вопросы, которые беспокоят человечество? Это и так, и не так, одновременно, ведь такая неопределённость может быть даже удобна. Если ты не знаешь, для чего существуешь, можешь существовать для чего угодно, никто с тебя не спросит. Однако с библейской точки зрения, ответ есть, и он содержится в отрывке из второй главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
2 Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле?
5 Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим;
6 напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих,
8 все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Чтение, которое мы сейчас услышали, читается специально в праздник архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных. И тем удивительнее, что посвящено оно в первую очередь не ангелам, но людям, как тем, ради кого был сотворён весь мир. И хотя в начале говорится об Ангелах, они упоминаются лишь для указания на важность веры тому, что было проповедано Господом.
Почему же апостол делает такой акцент на людях и их предназначении? Вполне вероятно, что дело здесь в специфике мировоззрения слушателей. Хотя ангелы не так часто упоминались в ветхозаветных текстах, они воспринимались людьми как Божии слуги — существа, которые значительно превышают человека по мудрости и силе. Вопрос о том, кто же такой человек, что Бог помнит и посещает его, в рамках Ветхого Завета оставался без ответа. Все знали, что Адам и Ева были сотворены по образу Божиему. Знали, что они передали этот образ детям... Но было ли возможно увидеть его в людях после грехопадения, когда они идолопоклонствовали и всячески враждовали друг против друга?
Однако, Христос как Новый Адам возвращает человеку его прежнее достоинство. Спаситель восстанавливает и воскрешает тот образ, который был помрачён грехом, что и позволяет апостолу напомнить читателям о подлинном предназначении человека. Он сотворён владыкой над миром. И хотя ненамного или в другом прочтении ненадолго он был унижен перед ангелами в своём падении, будущая вселенная будет покорена ему.
Но опуская взгляд от звёздного небосклона к земле и обращаясь к жизни людей, мы не видим подобных перспектив перед ними. Амбиций у рода человеческого много, но к чему они приводят? К экологическому кризису на нашей планете и к созданию фантастических фильмов о жизни на планетах других, только и всего. Подобные вещи прекрасно понимал и сам апостол, пусть и не видел той техногенной катастрофы, свидетелями которой мы являемся сегодня. Всё из-за того, что, как и в раю, мы стремимся стать хозяевами мира, не став хозяевами самим себе. Впрочем, по слову апостола, один Сын Человеческий Хозяином себе является в полной мере и речь, конечно, идёт о Христе. Своим послушанием Отцу, вольным прохождением через скорби и смерть ради нашего спасения, Он открывает нам путь к славе детей Божиих.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Арсения отсутствует иммунитет, его жизнь зависит от лекарств

15-летний Арсений Комарчук много лет увлекается единоборствами. Парень не представляет свою жизнь без спорта. Постоянные тренировки помогают ему укреплять организм, учат самообладанию и выносливости. Эти качества и хорошая физическая подготовка очень выручают Сеню в повседневной жизни, помогают бороться с трудностями.
У молодого человека отсутствует иммунитет. Его здоровье зависит от определённых лекарств и дисциплины. Он постоянно наблюдается у врачей, проходит обследования и разные процедуры. Только регулярное лечение позволяет Арсению оставаться полным сил и энергии, учиться и продолжать спортивные тренировки. Но если он не получает необходимые лекарства вовремя, то начинает сильно болеть, ведь его иммунитет не работает.
Какие-то препараты в родном Воронеже Арсению выдают бесплатно, а какие-то можно купить только за свой счёт. Однако сейчас у семьи подростка нет возможности оплатить новый курс лекарственной терапии. На помощь им пришёл благотворительный фонд «ДоброСвет». Больше 10 лет он заботится о тяжелобольных детях — покупает лекарства, медицинскую технику, оплачивает лечение и не только. И сейчас фонд собирает средства на дорогостоящий препарат для Арсения Комарчука. Прочитать полную историю молодого человека и поддержать его можно на сайте фонда «ДоброСвет».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Невидимая брань». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о книге преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань». О том какие удивительные советы духовной жизни содержит эта книга и как она перерабатывалась святителем Феофаном Затворником при переводе на русский язык.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед, посвященных книгам, к которым полезно обратиться в период Великого поста.
Первая беседа с архимандритом Симеоном (Томачинским) была посвящена книге блаженного Августина «Исповедь».
Вторая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена книге архимандрита Эмилиана (Вафидиса) «Толкование на подвижнические слова Аввы Исаии».
Третья беседа со священником Стефаном Домусчи была посвящена книге философа, богослова Павла Евдокимова «Этапы духовной жизни».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Сергей Заборов

Гостем нового выпуска цикла «Вера и дело» стал Сергей Заборов — управляющий партнер консалтинговой компании «Триада». В беседе он рассказал о профессиональном пути, принципах работы и о том, как вера изменила его взгляды. Он считает, что в бизнесе важны кооперация, преемственность и развитие.
В своей работе он стремится принимать только те решения, за которые не будет стыдно, — это помогает ему оставаться честным и сохранять внутреннюю целостность.
Тема веры и её влияния на жизнь стала ключевой в разговоре. С детства Сергей знал церковные традиции, но к осмысленной духовной жизни пришёл спустя годы. Он рассказал, как этот шаг изменил его приоритеты: работа перестала занимать всё пространство, а в жизни появились паломничества, участие в приходской жизни и благотворительность.
В «Триаде» он инициировал проекты, направленные на поддержку образовательных и социальных учреждений, а также на восстановление культурного наследия.
Отдельно поговорили о балансе между карьерой и семьёй. Сергей — многодетный отец, и он признаётся, что в работе легко потерять ощущение времени. «Нужно заранее выделять островки для семьи, планировать праздники и ценить возможность быть рядом с близкими», — делится он.
Этот выпуск «Светлого вечера» ещё раз напомнил, что вера — это не только убеждение, но и действие. Слова апостола Иакова «вера без дел мертва» проходят через весь разговор, делая его особенно близким ценностям программы.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело