
«С семейными проблемами к священнику обращаются чаще всего», — признаётся иерей Павел Островский, настоятель Никольского храма в подмосковном городе Красногорске, известный современный миссионер и популярный блогер. О семейной жизни, её светлых сторонах, а также о её проблемах и способах их решения отец Павел решил поговорить с читателями в своей книге, которая называется «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор».
Отца Павла отличает «фирменный» остроумный и по-доброму ироничный стиль общения с аудиторией. Именно в таком, уже хорошо узнаваемом стилистическом ключе, выдержана и его книга. С первой и до последней страницы она читается с улыбкой. При этом темы, которые затрагивает автор, весьма серьёзны. Как не дать погаснуть огню семейного очага? Как обрести доверие между супругами? Всё ли могут простить друг другу муж и жена? Что должно лежать в основе крепкого брака?
Отвечая на эти и многие другие вопросы, автор сравнивает семейную жизнь с большим путешествием. А в любом путешествии не обойтись без карты. Главное, выбрать правильную, чтобы она ошибочно не завела туда, куда не надо. По мнению священника Павла Островского, единственная карта, способная направить на верный путь — это Священное Писание. А в нём, в частности, в посланиях Апостола Павла, есть чёткая формула семейной жизни: муж есть глава семьи, как и Христос глава Церкви. Эти апостольские слова, отмечает автор книги «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор», часто вызывают массу неверных и опасных толкований. Если понимать его превратно, то, по словам отца Павла Островского, «любой самовлюблённый тиран, потребовав себе главенства в семье, испортит всем жизнь». Батюшка расставляет точки над i, отмечая, что глава семьи призван следовать примеру Христа. А Христос, напоминает автор, говорил: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою».
В связи с этим отец Павел Островский предлагает мужьям представить ситуацию, когда они возвращаются домой с работы. И пройти своеобразный тест: выбрать один из нескольких возможных вариантов поведения. Предлагаются, например, такие: «приду домой, наконец-то отдохну и поем; приду домой, а там опять жена не даст своими расспросами отдохнуть... зачем я только женился?» И, наконец: «приду домой, а там жена, уставшая — весь день с детьми играла, убиралась, готовила; надо будет сделать ей приятное — помочь, поговорить, утешить». Похожий тест батюшка предлагает и женщинам. И предупреждает: чтобы сделать правильный шаг, требуется подвиг — усилие над собой. По сути, любовь и есть подвиг, когда ты заботишься не о себе, а о том, кто рядом с тобою, — подсказывает отец Павел.
В своей книге он не только размышляет над различными гипотетическими ситуациями из семейной жизни, но и разбирает реальные случаи, отвечая на вопросы, которые ему присылают подписчики. А ещё делится опытом из собственной семейной жизни. Например, признаётся, что сам только по прошествии нескольких лет брака в полной мере осознал, что, если хочешь иметь по-настоящему крепкую семью, нужно всё делать вместе. Например, просто выйти погулять. Вместе убраться в квартире. Вместе приготовить ужин. Вместе помолиться. «Семья — единый организм», — такую главную мысль подчёркивает священник Павел Островский в своей книге «О христианской семье. Любовь, подвиг и юмор».
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
13 мая. О главной цели в человеческой жизни

11 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию в Храме Христа Спасителя в Москве.
На проповеди по окончании богослужения Святейший Патриарх говорил о главной цели в человеческой жизни.
Зачем верить-то в Бога? Вот ответ простой. Ты хочешь быть счастливым? Верь в Бога. Ты хочешь, чтобы твое счастье было вечным? Верь в Бога. И не просто верь — исполняй Его закон. Вот этому мы все, дорогие мои, научаемся, в том числе и в Храме Божьем. И удивительно, что наша страна и наш народ, пройдя с самым страшным искушением безбожия, которое только свершилось на протяжении всей человеческой истории, мы, пройдя эти испытания, сегодня в большинстве нашего народа сознаем эту неприходящую божественную истину о том, что человеческий смысл жизни, тот смысл, который переходит в вечность, напрямую связан с нашей верой в Бога. Сегодня действительно народ наш в каком-то смысле Богоносец. Не в том смысле, что все святые и все такие благополучные в духовном смысле. А в том смысле, что вера православная крепко сохраняется в нашем народе в условиях современной, высоко развитой, научной, технической жизни в сердцах людей, живущих в современных мегаполисах. Не хочется говорить какие-то громкие слова, но, может быть, не случайно Господь избрал нас, народ, претерпевший столько страданий, сколько ни один европейский народ не претерпевал. Может быть, и прошли наши отцы и деды через все эти страдания, чтобы мы с вами хранили веру православную, научали этой вере наших детей и внуков и свидетельствовали об этой вере всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема