Еф., 221 зач., II, 14-22.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Во время войн и разного рода катаклизмов многим людям кажется, что главное — это мир и безопасность. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из второй главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Человек враждует с человеком практически с самого начала своего существования. Казалось, бы начало этому положил Каин, но на самом деле уже Адам и Ева после грехопадения смотрели друг на друга оценивающим и враждебным взглядом. Внешне оценка и враждебность, конечно, ещё не вражда, но, по сути, это разная степень одного и того же явления. Да и ненависть к человеку отличается от ненависти к народу только масштабом, в то время как духовно они представляют собой одно и тоже явление. Однако корень всех этих нестроений не в том, что люди чувствуют по отношению друг к другу. Всё началось с того, что человек изменил своё отношение к Богу. Своим непослушанием и скрытым за ним пренебрежением, он отверг Творца и поставил в центр жизни себя, узурпировав себе право распоряжаться доверенным ему миром. Именно там, ещё в саду Эдемском, человек ведёт себя как узурпатор, отчего так боится окружающих, подозревая их в желании лишить его власти.
В начале отрывка, который мы услышали, апостол Павел называет Христа источником мира для человека, потому что Спаситель соединяет людей и разрушает преграды, которые их разделяют. В данном случае под двумя людьми апостол имеет в виду иудея и язычника, которые были разделены верой и нравственной жизнью. Даже архитектура ветхозаветного храма предполагает, что дальше специального двора путь язычникам, пусть и благочестивым, был закрыт.
Сам Адам, как и его потомки, не смогли жить в мире между собой. Сегодня людям кажется, что несовершенство жизни во многом происходит из-за несовершенства правил. Но дело далеко не только в правилах, дело в самом человеке. Именно поэтому Бог в лице Иисуса Христа пришёл не для того, чтобы дать нам новые правила, но для того, чтобы пересоздать нас как людей, чтобы стать Новым Адамом и устроить мир на новых основаниях. Впрочем, речь, конечно, не только и даже не столько о мире между людьми. При беглом прочтении отрывка из апостольского послания так может показаться, но на самом деле это не так. Христос примиряет в себе иудеев и язычников для того, чтобы примирить тех и других с Богом. Как и иудеи, у которых был закон, так и язычники, у которых такого закона не было, согрешили и не смогли быть послушными Богу и жить в любви. В свою очередь Христос как Новый Адам приходит и оказывается послушен Отцу во всём, даже до крестной смерти. Он делает это ради людей и в Его лице нам открывается любящий и жертвенный лик Бога, Который не враждует с нами, но нас спасает.
Взойдя на крест, Иисус Христос уничтожает нашу вражду против Творца, и мы получаем возможность не просто вернутся в рай, но начать ещё более глубокие и личные отношения с Ним. И, только по-настоящему примирившись с Богом, мы изнутри этих новых отношений можем посмотреть на людей по-новому и устремиться к миру с ними. Наивно думать, что по-настоящему мирные отношения с людьми возможны просто на основании доброй воли. Наша добрая воля всё время даёт сбой, сколько бы мы ни старались. Чтобы обрести подлинный мир с другими людьми, надо вспомнить, что мы дети Божии и стать братьями и сёстрами во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема