Еф., 221 зач., II, 14-22.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Во время войн и разного рода катаклизмов многим людям кажется, что главное — это мир и безопасность. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос мы слышим в отрывке из второй главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
14 Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,
15 упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,
16 и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
17 И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,
18 потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,
20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,
21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,
22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
Человек враждует с человеком практически с самого начала своего существования. Казалось, бы начало этому положил Каин, но на самом деле уже Адам и Ева после грехопадения смотрели друг на друга оценивающим и враждебным взглядом. Внешне оценка и враждебность, конечно, ещё не вражда, но, по сути, это разная степень одного и того же явления. Да и ненависть к человеку отличается от ненависти к народу только масштабом, в то время как духовно они представляют собой одно и тоже явление. Однако корень всех этих нестроений не в том, что люди чувствуют по отношению друг к другу. Всё началось с того, что человек изменил своё отношение к Богу. Своим непослушанием и скрытым за ним пренебрежением, он отверг Творца и поставил в центр жизни себя, узурпировав себе право распоряжаться доверенным ему миром. Именно там, ещё в саду Эдемском, человек ведёт себя как узурпатор, отчего так боится окружающих, подозревая их в желании лишить его власти.
В начале отрывка, который мы услышали, апостол Павел называет Христа источником мира для человека, потому что Спаситель соединяет людей и разрушает преграды, которые их разделяют. В данном случае под двумя людьми апостол имеет в виду иудея и язычника, которые были разделены верой и нравственной жизнью. Даже архитектура ветхозаветного храма предполагает, что дальше специального двора путь язычникам, пусть и благочестивым, был закрыт.
Сам Адам, как и его потомки, не смогли жить в мире между собой. Сегодня людям кажется, что несовершенство жизни во многом происходит из-за несовершенства правил. Но дело далеко не только в правилах, дело в самом человеке. Именно поэтому Бог в лице Иисуса Христа пришёл не для того, чтобы дать нам новые правила, но для того, чтобы пересоздать нас как людей, чтобы стать Новым Адамом и устроить мир на новых основаниях. Впрочем, речь, конечно, не только и даже не столько о мире между людьми. При беглом прочтении отрывка из апостольского послания так может показаться, но на самом деле это не так. Христос примиряет в себе иудеев и язычников для того, чтобы примирить тех и других с Богом. Как и иудеи, у которых был закон, так и язычники, у которых такого закона не было, согрешили и не смогли быть послушными Богу и жить в любви. В свою очередь Христос как Новый Адам приходит и оказывается послушен Отцу во всём, даже до крестной смерти. Он делает это ради людей и в Его лице нам открывается любящий и жертвенный лик Бога, Который не враждует с нами, но нас спасает.
Взойдя на крест, Иисус Христос уничтожает нашу вражду против Творца, и мы получаем возможность не просто вернутся в рай, но начать ещё более глубокие и личные отношения с Ним. И, только по-настоящему примирившись с Богом, мы изнутри этих новых отношений можем посмотреть на людей по-новому и устремиться к миру с ними. Наивно думать, что по-настоящему мирные отношения с людьми возможны просто на основании доброй воли. Наша добрая воля всё время даёт сбой, сколько бы мы ни старались. Чтобы обрести подлинный мир с другими людьми, надо вспомнить, что мы дети Божии и стать братьями и сёстрами во Христе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Еженедельный журнал» с Аллой Митрофановой. Выпуск 404
— Женщины в христианстве: удивительные примеры из сирийской традиции, когда женщина становилась настоящим духовным авторитетом;
— Жены-мироносицы в Евангелии: какова главная черта этих удивительных людей?
— Единственный в России храм святой мученицы Аллы: как он появился и что необходимо для его восстановления?
— Ко дню рождения императора Николая II: каким правителем и каким человеком он был?
— Что делать, если смущает православное почитание мощей? — от журнала «Фома» новый выпуск подкаста «Тет-а-тет».
«В книге — добродетели святых мужей, просиявших в наше время»
Византийский писатель Иоанн Мосх в конце шестого века по Рождестве Христовом вместе со своим учеником и другом Софронием совершил путешествие по монастырям Ближнего востока. На это путешествие ушёл не один десяток лет. Ревностных странников не пугали ни топкие болота, ни дикие звери, ни множество других опасностей. Всюду на своём пути друзья собирали сведения о великих подвижниках отдалённых пустынь. Они с большим вниманием и любовью изучали и записывали различные случаи из жизни монахов-аскетов, их назидания о спасении души. После возвращения блаженный Иоанн Мосх изложил привезённый материал в книге под названием «Луг духовный». Когда произведение было готово, блаженный Иоанн написал своему другу Софронию:
«В книге — добродетели святых мужей, просиявших в наше время. Срывая из цветов неувядающего луга наиболее прекрасные, я сплёл для тебя венок. По этой причине и назвал я этот труд „Лугом“: каждый может найти в нём духовное наслаждение, благоухание и пользу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Куда меня ни пошлют — везде Бог»
В конце тридцатых годов 20 века большевики арестовали знаменитого хирурга святителя Луку Крымского. Епископа сослали в Сибирь. Поселили в ста километрах от Красноярска. Главному врачу районной больницы с трудом удалось добиться для светила медицины разрешения работать «за белье и питание». Зарплату ему проводили через пустовавшую ставку санитарки. Жил владыка очень бедно, в крохотной комнатушке возле кухни, недоедал. Как и других ссыльных, его притесняли. Но святитель Лука Крымский не унывал в заключении. Он открыто говорил о своей вере:
«Куда меня ни пошлют — везде Бог».
Все выпуски программы Слова Святых