
1 Сол., 269 зач., IV, 1-12.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если бы нас попросили составить портрет идеального христианина, то каким бы был этот портрет? Наверняка, мы бы сказали, что такой христианин соблюдает все установленные Церковью посты, утром и вечером молится дома, посещает богослужения, регулярно исповедуется и причащается, не скупится на милостыню, не имеет дурных привычек, внешний вид его скромен, а семья крепка и, по возможности, многодетна.
Давайте послушаем звучащий сегодня в православных храмах отрывок из 4-й главы Первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, и попытаемся понять, в каких пунктах наш перечень совпадает с перечнем апостола Павла.
Глава 4.
1 За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали,
2 ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса.
3 Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести,
5 а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога;
6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали.
7 Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости.
8 Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святаго.
9 О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга,
10 ибо вы так и поступаете со всеми братиями по всей Македонии. Умоляем же вас, братия, более преуспевать
11 и усердно стараться о том, чтобы жить тихо, делать свое дело и работать своими собственными руками, как мы заповедовали вам;
12 чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались.
Нет никаких исторических источников, которые помогли бы нам узнать, что именно говорил апостол Павел фессалоникийцам тогда, когда был среди них. Об этом мы можем судить лишь по косвенным свидетельствам. Так, благодаря Посланию к Фессалоникийцам мы знаем, что Павел дал им некие «заповеди от Господа Иисуса», но мы не знаем, какими именно были эти заповеди. Однако вполне можно предположить, что написанное в этом отрывке представляет собой краткое воспроизведение того, о чём апостол говорил фессалокинийцам лично.
Во-первых, Павел написал о том, что христиане должны воздерживаться от блуда. Такое воздержание не было в обычае среди языческих народов, и потому для греческого мира апостольский призыв был чем-то новым и не вполне удобным для исполнения. Людям было необходимо время, чтобы привыкнуть к самой мысли о недопустимости блуда, ну и, конечно, не лишним было им об этом напомнить, что и сделал апостол Павел.
Во-вторых, апостол написал о необходимости не поступать с «с братом своим противозаконно и корыстолюбиво». Попросту говоря, христиане не должны никого обманывать, и эта заповедь не знает исключений, обманывать нельзя даже тогда, когда обман выгоден с материальной точки зрения. На первый взгляд кажется, что эта заповедь проста и банальна, но если мы вспомним о существовании коммерческой рекламы, которая чаще всего не имеет ничего общего с реальностью, а также вспомним о том, сколько раз нам приходилось лукавить ради обладания материальными благами, то поймём, что заповедь имеет определённую сложность при её исполнении на деле.
В-третьих, апостол Павел упомянул о братолюбии. Эту добродетель можно описать как предпочтение интересов другого человека своим собственным интересам.
В финале апостол написал ещё о трёх необходимых христианам добродетелях: о том, чтобы жить тихо, то есть избегать различных споров и свар; чтобы делать своё дело, то есть быть сосредоточенными на том, к чему каждый призван Богом, и не пытаться быть экспертами абсолютно во всех вопросах; а ещё апостол Павел призвал «работать своими руками», то есть иметь некоторое ремесло, с помощью которого зарабатывать пропитание себе и своей семье. При этом апостол не уточнил, каким именно должно быть это ремесло, но из слов Павла ясно, что для христиан недопустимо жить на те деньги, которые не были заработаны, но были получены какими-то иными путями.
В итоге же мы получили портрет идеального христианина с точки зрения апостола Павла. Дай Бог, чтобы идеал апостола стал и нашим идеалом, и чтобы мы сумели его достигнуть!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радость передвижения для Лёши

В этом месяце четырёхлетний Лёша из Санкт-Петербурга сделает важный шаг — отправится в детский сад, чтобы учиться общению, играть и познавать мир. И это действительно большое событие для мальчика и его семьи. У Лёши детский церебральный паралич, который всё время чинит препятствия на пути его развития. Тем не менее мальчик старательно учится новому и каждое его достижение — огромная радость для родителей.
Лёша — энергичный и увлечённый ребёнок. Тянется к музыке, с интересом листает книги и фотоальбомы, вместе с папой печатает на клавиатуре, помогает маме запускать стиральную машину и поливать домашние цветы. Но пока он не может быть настолько подвижным и самостоятельным, насколько бы ему хотелось. Лёше сложно сидеть без опоры и ходить. Чтобы гулять, дружить, играть и быть включённым в повседневную жизнь, ему необходима активная коляска. Такая техника не только подарит мальчику радость свободного передвижения, но и будет поддерживать правильное положение тела, снизит нагрузку на позвоночник и позволит избежать различных осложнений.
Собрать средства на активную коляску родителям Лёши помогает московский фонд «Игра». Он уже нашёл большую часть суммы, однако необходимо закрыть остаток. Если вы тоже хотите поддержать мальчика на пути к самостоятельности, переходите на сайт фонда «Игра».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев

У нас в студии был историк Михаил Хрущёв.
Разговор шел о возникновении и развитии города Юрьев-Польский, о его святынях и храмах, а также о его особенностях по сравнению с другими древними городами Северо-Восточной Руси.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 01.09.2025).
Вторая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском (эфир 02.09.2025).
Третья беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Юрьев-Польского и Боголюбово (эфир 03.09.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена особенностям домонгольских храмов Владимира и Суздаля (эфир 04.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Общемосковский крестный ход 7 сентября 2025г.;
— 11-й международный культурный форум в Санкт-Петербурге;
— Авторский курс «Культура и религия. История отношений» в рамках Академии журнала Фома;
— Письменная работа как форма проверки знаний в эпоху развития искусственного интеллекта;
— Система образования сегодня — есть ли кризис?
— Роль личности педагога в процессе образования.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «История города Юрьев-Польский». Михаил Хрущев
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 05.09.2025». Оксана Кавальская, Глафира Базурина
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов