1 Сол., 268 зач., III, 9-13.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В посланиях апостола Павла легко заметить довольно странную двойственность: с одной стороны, он писал о скорбях и страданиях как о чём-то совершенно естественном и неизбежном для христиан, с другой, он призывал к непрестанной радости. Страдания и радость — это невозможное сочетание для психически здорового человека. Конечно, можно сказать о благодати Святого Духа, которая поддерживает христиан и является источником радости вне зависимости от внешних обстоятельств жизни, можно сказать и о великой надежде на блаженную вечность. И первое, и второе будет вполне справедливо, но этим апостольское переживание радости не ограничивалось, были у него и иные причины, о которых мы можем узнать из 3-й главы Первого послания к Фессалоникийцам. Отрывок из этой главы сегодня звучит в православных храмах во время литургии. Давайте послушаем его.
Глава 3.
9 Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,
10 ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?
11 Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
12 А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,
13 чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.
Далеко не всегда апостол Павел мог делать то, что хотел и считал нужным. Так, он не мог прийти в Фессалоники, причиной этой невозможности стал его конфликт с проживавшими там иудеями, которые не приняли его проповедь и сделали всё для того, чтобы апостол по причине опасения за свою жизнь не смог появляться в этом городе. Впрочем, Павел всё же пришёл в Фессалоники, но случилось это позднее, а до этого он вынужден был направить христианам Фессалоник два своих послания. Как мы услышали, среди прочего Павел написал здесь и о радости, причём он уточнил какого рода радость имеется в виду: «Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим» (1Сол. 3:9).
Эта апостольская фраза даёт нам ответ на вопрос о природе радости, которую испытывал среди всех своих невзгод апостол, и, как мы видим, здесь нет и намёка на какое-то сверхъестественное происхождение радости: Павел радовался за других, в данном случае — за христиан Фессалоник.
Слова апостола можно было бы считать ничего не значащей фигурой речи, если бы не общая тональность его посланий, которую невозможно назвать мрачной даже тогда, когда причина написания послания или же личные обстоятельства жизни апостола были далеки от светлых и оптимистичных. Поэтому для апостола Павла радость за других — это не фигура речи, это то состояние, в котором он пребывал непрестанно.
В самом деле, апостол знал многих людей, он обошёл почти всю южноевропейскую часть Римской империи, он везде основывал христианские общины, и, конечно же, те люди, которых апостол считал своими братьями и сёстрами во Христе, в один и тот же момент времени переживали разные состояния, кто-то пребывал в притеснениях и невзгодах, кто-то, напротив, находился в благополучии и благоденствии, чья-то вера подвергалась нападкам и искушениям, кто-то в то же самое время был крепок вере и исполнен радости и любви. О первых апостол скорбел, о вторых радовался, причём радовался так, как радовался бы за себя самого. Такую радость о других может понять лишь тот, кто полностью посвятил себя служению Богу через служение людям.
Апостол Павел был именно таким человеком, благодаря ему мы знаем, что любая жизненная трудность может быть преодолена служением другим, потому как через такое растворение в другом в сердце человека поселится радость за успехи тех, кому он посвятил себя, и его собственные трудности перестанут казаться чем-то бесконечно мрачным и беспросветным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема