
В мае тысяча девятьсот пятнадцатого года петербургский купец Василий Николаевич Муравьёв торопился на склад: нужно было оформить документы на меха, только что прибывшие из Сибири. Вдруг он резко остановился: перед ним прямо на мостовой сидел оборванный крестьянин, плакавший и без конца повторявший: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!» Муравьёв с участием начал расспрашивать бедолагу и выяснил, что в деревне у того остались семеро больных тифом детей. Чтобы выручить хоть немного денег, крестьянин поехал в город, чтобы продать лошадь. Но случилась беда: грабители отобрали все полученные деньги. Несчастный сел на мостовую и решил здесь умереть, повторяя для успокоения любимую молитву. Василий Николаевич поехал с ним на рынок, купил ему лошадь, корову, телегу, наполнив её продуктами. Смутившись, крестьянин стал отказываться от покупок, но Муравьёв напомнил: «Не как ты хочешь, а как Бог даст!»
Будущий преподобный Серафим Вырицкий, Василий Николаевич Муравьёв, родился в Ярославской губернии в тысяча восемьсот шестьдесят шестом году. Когда ему было десять лет, умер отец, и мальчик был вынужден отправиться в Петербург на заработки. Начал там с нуля, но оказался таким талантливым предпринимателем, что через шестнадцать лет уже смог организовать собственную фирму по заготовке и продаже пушнины. Вскоре торговое предприятие Муравьёва стало одним из крупнейших в Петербурге с несколькими магазинами в центре города. Василий Николаевич считал, что весь заработанный капитал дан ему Богом исключительно как средство для оказания помощи Церкви и ближним. Во всех благих начинаниях рядом с ним была его верная и преданная супруга — Ольга Ивановна. Муравьёвы постоянно помогали многим храмам и монастырям в Петербурге и других городах, жертвовали на содержание нескольких петербургских богаделен.
В дни церковных праздников и памяти чтимых святых Муравьёвы накрывали столы с разнообразными яствами, к которым звали всех желающих бедняков с улицы. Василий Муравьёв убеждённо говорил: «Всё зло надо покрывать только любовью. Чем ты ниже саном, беднее, тем ты мне дороже».
И действительно — Василий Николаевич самоотверженно служил ближним, покрывая зло самой искренней любовью и добротой. Большую часть своих доходов Муравьёв жертвовал неимущим, вдовам и старикам, оплачивая их жильё и лечение, оказывал финансовую помощь учащимся, содержал воскресные школы, открывал благотворительные столовые. Многочисленные пожертвования Василий Николаевич старался совершать втайне от окружающих.
После переворота тысяча девятьсот семнадцатого года Муравьёвы закрыли своё торговое предприятие. Из основных капиталов удалось передать сорок тысяч рублей золотом в Александро-Невскую Лавру, а остальное пожертвовать в Иверско-Выксунский и Воскресенский Новодевичий монастыри. Через три года Василий Николаевич принял постриг в Александро-Невской Лавре с именем Варнава.
Александро-Невский монастырь был тогда настоящим благотворительным центром Петрограда — здесь происходил сбор средств для помощи голодающим и на содержание сирот. Работу пункта питания для голодающих взял на себя отец Варнава.
В тысяча девятьсот двадцать шестом году он поднялся на высшую ступень монашества — принял великую схиму с именем Серафим. В скором времени из-за проблем со здоровьем отец Серафим переехал в небольшой посёлок Вырицу Ленинградской области. Со всех концов страны к батюшке Серафиму приезжали люди, нуждающиеся в его помощи и утешении. Значительную часть пожертвований своих многочисленных посетителей старец передавал в Вырицкий Казанский храм, остальное раздавал бедным. Его любовь к людям была действительно безгранична. Это была та деятельная христианская любовь, о которой святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
Все выпуски программы Имена милосердия
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.