1 Сол., 263 зач., I, 6-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является важным условием успешной духовной жизни? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из первой главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к христианам города Салоники, апостол Павел хвалит их за то, что они подражают в своей духовной жизни Самому Христу и Его ближайшим ученикам. Они настолько преуспели в этом, что сами стали образцом веры: теперь уже другие люди стараются быть похожими на них. Этими рассуждениями апостол Павел обращает наше внимание на одну важную особенность духовной жизни. Ее непременным условием является общение не только между Богом и человеком, но и между людьми.
В этом отношении есть очень интересный рассказ в одном из древних монашеских сборников. Жил некий старец-священник, который принял священный сан от еретиков. Сам он не сильно разбирался в догматике и не понимал, что совершает серьезные ошибки при богослужении. Но при этом он был человек очень светлый и при совершении Божественной Литургии видел Ангелов, которые стояли около престола. Однажды один диакон сказал ему, что он использует неправославные выражения. Старец смутился и переспросил об этом Ангелов. Те подтвердили слова диакона. Старец изумился тому, что Ангелы его не поправили раньше. На это он получил ответ: «Бог так устроил, чтобы люди наставлялись через общение с людьми».
И это не случайно. Ведь жизнь Самого Бога — непрестанное общение. Три лица Святой Троицы находятся в непрестанном диалоге любви. Этот же принцип положен в основу церковной жизни. Мы обращаемся в молитвах к святым не потому, что они обладают какой-то автономной силой и способны нам помочь независимо от Бога. А потому, что само обращение к ним раскрывает нашу душу и она становится доступной для Божественной благодати. Бывает, помолишься святому, на сердце стало светлей, легче, и проблема решилась сама собой, словно внутри тромб рассосался. Именно поэтому мы приходим на исповедь и открываем свои грехи Богу в присутствии священника.
Не следует ограничивать этот круг духовного общения молитвами к святым и редким общением с батюшкой. Обязательно рядом со мной есть люди, которые могут оказать мне поддержку, дать утешение, поделиться своим духовным опытом. Мне необходимо лишь сделать шаг к ним и попросить об этом. Учителем может стать всякий человек, который ведет осознанную духовную жизнь, сознательно двигается по пути к спасению. Лишь бы я был готов учиться. Вспоминается история с прп. Антонием Великим, которого ангел послал в Александрию, где великий святой получил серьезный урок кротости и смирения от простого сапожника. Поэтому и говорил прп. Антоний: «Общение с людьми — лучшее училище сердцу».
Не будем забывать об этом. Мы спасаемся не в одиночку. Наш духовный опыт растет лишь при том условии, что мы в искренности и простоте сердца открываемся друг другу. В доверии делимся с близкими по духу товарищами своими проблемами и достижениями на пути духовного совершенства. Не об этом ли подобает говорить христианам друг с другом в первую очередь? Тот, кто сознательно воспитывает в себе этот навык, начинает замечать, что нередко именно через это, казалось бы, очень простое общение Бог наполняет душу благодатью и открывает нам Свою волю. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Ведь Сам Христос прямо говорит в Евангелии, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение
Жены-мироносицы
О Воскресении Иисуса Христа первыми узнали не Его ученики-апостолы, которые после распятия Учителя скрывались в страхе перед властями Иерусалима, а женщины, принявшие учение Спасителя. По окончании субботы рано утром они поспешили к гробнице. Их не страшила угроза наткнуться у гробницы на приставленных к ней стражей. Не остановило и понимание того, что им не по силам отвалить от входа в гробницу огромный камень. Они пошли – движимые любовью. Самые известные из них: Мария Магдалина, Иоанна, Мария Клеопова, сёстры Марфа и Мария, Саломия.
Мария Магдалина была первой, кому явился воскресший Христос. После Воскресения Христа она сама стала проповедницей и пошла по свету с Благой Вестью. И дошла до Рима, до самого императора Тиберия, которому рассказала о Воскресении.
Святая Иоанна – супруга домоправителя царя Ирода. Можно только догадываться, каких усилий стоило ей скрывать свою веру. Об Иоанне известно также, что именно она сберегла главу Иоанна Предтечи, казненного прямо во время пира во дворце Ирода.
Мария Клеопова приходилась Иисусу Христу родственницей. Как известно, Дева Мария, посвящённая с рождения Богу, опекалась вдовцом праведным Иосифом Обручником. Мария Клеопова – дочь праведного Иосифа от первого брака. Она, как и Дева Мария, была совсем юной, когда они встретились и подружились. Клеоповой Мария стала именоваться по своему мужу, Клеопе.
Пришедшие к гробнице сёстры – возвышенная, не от мира сего Мария и рачительная, хозяйственная Марфа – много помогали Христу при Его жизни. Их братом был Лазарь, которого Христос воскресил на четвёртый день после смерти.
А ещё одна мироносица, Саломия, была женой галилейского рыбака и матерью двух верных апостолов Христа – Иакова и Иоанна Богослова.
И вот, как свидетельствует апостол и евангелист Матфей, когда женщины пришли к гробнице, сделалось землетрясение, Ангел Господень сошёл на землю и отвалил камень. И вид Ангела «был, как молния, и одежда его бела, как снег». Стражники так устрашились его, что пали без чувств.
Ангел же возвестил пришедшим женщинам радостную весть о том, что Господь воскрес из мёртвых и в гробнице Его уже нет.
Память о женщинах, бесстрашно пришедших к гробнице Христа, осталась в веках. Православная Церковь празднует день святых жён-мироносиц в третье воскресенье после Пасхи.
19 мая. О добродетелях святого Михея
Сегодня 19 мая. День памяти Преподобного Михея Радонежского, жившего в 14 веке.
О добродетелях святого Михея, — протоиерей Константин Харитонов.