
Апостол Павел
1 Сол., 263 зач., I, 6-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является важным условием успешной духовной жизни? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из первой главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
Обращаясь в только что прозвучавшем отрывке к христианам города Салоники, апостол Павел хвалит их за то, что они подражают в своей духовной жизни Самому Христу и Его ближайшим ученикам. Они настолько преуспели в этом, что сами стали образцом веры: теперь уже другие люди стараются быть похожими на них. Этими рассуждениями апостол Павел обращает наше внимание на одну важную особенность духовной жизни. Ее непременным условием является общение не только между Богом и человеком, но и между людьми.
В этом отношении есть очень интересный рассказ в одном из древних монашеских сборников. Жил некий старец-священник, который принял священный сан от еретиков. Сам он не сильно разбирался в догматике и не понимал, что совершает серьезные ошибки при богослужении. Но при этом он был человек очень светлый и при совершении Божественной Литургии видел Ангелов, которые стояли около престола. Однажды один диакон сказал ему, что он использует неправославные выражения. Старец смутился и переспросил об этом Ангелов. Те подтвердили слова диакона. Старец изумился тому, что Ангелы его не поправили раньше. На это он получил ответ: «Бог так устроил, чтобы люди наставлялись через общение с людьми».
И это не случайно. Ведь жизнь Самого Бога — непрестанное общение. Три лица Святой Троицы находятся в непрестанном диалоге любви. Этот же принцип положен в основу церковной жизни. Мы обращаемся в молитвах к святым не потому, что они обладают какой-то автономной силой и способны нам помочь независимо от Бога. А потому, что само обращение к ним раскрывает нашу душу и она становится доступной для Божественной благодати. Бывает, помолишься святому, на сердце стало светлей, легче, и проблема решилась сама собой, словно внутри тромб рассосался. Именно поэтому мы приходим на исповедь и открываем свои грехи Богу в присутствии священника.
Не следует ограничивать этот круг духовного общения молитвами к святым и редким общением с батюшкой. Обязательно рядом со мной есть люди, которые могут оказать мне поддержку, дать утешение, поделиться своим духовным опытом. Мне необходимо лишь сделать шаг к ним и попросить об этом. Учителем может стать всякий человек, который ведет осознанную духовную жизнь, сознательно двигается по пути к спасению. Лишь бы я был готов учиться. Вспоминается история с прп. Антонием Великим, которого ангел послал в Александрию, где великий святой получил серьезный урок кротости и смирения от простого сапожника. Поэтому и говорил прп. Антоний: «Общение с людьми — лучшее училище сердцу».
Не будем забывать об этом. Мы спасаемся не в одиночку. Наш духовный опыт растет лишь при том условии, что мы в искренности и простоте сердца открываемся друг другу. В доверии делимся с близкими по духу товарищами своими проблемами и достижениями на пути духовного совершенства. Не об этом ли подобает говорить христианам друг с другом в первую очередь? Тот, кто сознательно воспитывает в себе этот навык, начинает замечать, что нередко именно через это, казалось бы, очень простое общение Бог наполняет душу благодатью и открывает нам Свою волю. Впрочем, ничего удивительного здесь нет. Ведь Сам Христос прямо говорит в Евангелии, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



