Дочь крепостного крестьянина, Надежда Прокофьевна Суслова, с детства мечтала стать врачом. Однако в XIX веке в России для реализации этой мечты существовали серьезные бюрократические ограничения: в 1863 году вышел официальный запрет на посещение женщинами лекций в высших учебных заведениях. Несмотря на все преграды, Надежда Прокофьевна смогла получить степень доктора медицины в Цюрихе, а затем вернулась на родину и начала практиковать.
Она стала первой женщиной-врачом в Российской империи. В 1877 году, когда началась Русско-турецкая война, слушательницы организованных ею фельдшерских курсов отправились на фронт. Впоследствии выпускницам этих курсов высочайшим императорским указом стали присваивать звание «женщина-врач».
Какой Надежда Суслова осталась в воспоминаниях своих современников?

Восемнадцатилетняя Наденька Суслова держала в руках свежий номер литературного журнала «Современник». В нём был опубликован её рассказ «Фантазёрка». Однако литературный дебют не слишком радовал девушку. Становиться писательницей она вовсе не собиралась. Наденька отложила брошюру в сторону и вздохнула: да ведь она сама и есть фантазёрка! Ну как ещё назвать барышню, которая мечтает стать врачом?! В России 19-го века это было попросту невозможно. Высшее образование оставалось недоступным для женщин. А без него диплом доктора никак не получить...
«Уход за больными с юности привлекал моё внимание», — писала Надежда Прокофьевна. Призвание к медицине она почувствовала, благодаря своему брату Василию. Он первым из семьи нижегородских крепостных крестьян Сусловых был отпущен «для поступления в учебные заведения без всякого за то взыскания», как гласила вольная грамота. Чуть позже вольную получили и Надежда с родителями. От образованного брата девушка узнала о «мёртвом» языке — латинском. «На нём никто не разговаривает. Только доктора рецепты выписывают», — рассказывал Василий. Он обучил сестру азам латыни. Теперь целыми днями Наденька играла в доктора. Пациентами были куклы. Каждой из них она выдавала рецепт: аккуратным почерком на листке бумаги выводила латинскими буквами название какого-нибудь лекарства.
Родители Надежды хотели дать детям приличное образование. Дочь они отправили в Москву, в частный пансион Пеничкау. Девушка с жадностью постигала науки. Изучала иностранные языки, химию, биологию. И думала только о том, как воплотить свою мечту. После окончания пансиона Надежда Суслова, с разрешения родителей, поселилась в Петербурге. Она узнала, что профессор Медико-хирургической академии Боткин разрешает женщинам присутствовать на своих лекциях в качестве вольных слушательниц. «Видно было по энергичному и умному выражению лица молодой Сусловой, что она не из пустого тщеславия занялась медициной, а с разумной целью, и серьёзно относилась к своим занятиям», — вспоминала подруга Надежды, писательница Авдотья Панаева.
В 1863 году, как гром среди ясного неба, вышел официальный запрет на посещение женщинами лекций в высших учебных заведениях. Двери российских университетов для Нади оказались окончательно закрыты. И она решила ехать за границу. Отец дал письменное удостоверение в том, что разрешает своей дочери выехать за рубеж и проживать в Швейцарии. Вскоре Наденька прислала домой радостное письмо: она поступила в Цюрихский университет! А в декабре 1867 года петербургские и московские газеты сообщили удивительную новость: «В Цюрихе получила степень доктора медицины Надежда Прокофьевна Суслова, дочь крепостного крестьянина». Детская мечта Наденьки воплотилась. Она стала первой женщиной-врачом в Российской империи.
Надежда вернулась на родину и начала практиковать. «Она никому не отказывала в медицинской помощи и пользовалась огромной популярностью среди пациентов», — вспоминал коллега Сусловой, врач Владимир Золотницкий. Преодолев сильнейшие бюрократические препоны, Надежда Прокофьевна организовала в столице женские фельдшерские курсы. Когда в 1877 году началась Русско-Турецкая война, их слушательницы отправились на фронт. Через несколько лет высочайшим императорским указом выпускницам фельдшерских курсов стали присваивать звание «женщина-врач».
Добрым словом вспоминали Надежду Прокофьевну и её земляки. В Нижнем Новгороде Суслова проработала несколько лет. Её пациентами, в основном, были простые люди — крестьяне, рабочие. Бедняков она лечила бесплатно. Счета за выписанные лекарства, по договору с аптекой, тоже оплачивала сама.
«Я буду считать себя счастливой, если сумею хоть кому бы то ни было помочь в трудном положении, облегчить какое бы то ни было горе, одним словом, совершить не подвиг, а простое проявление любви и милосердия», — говорила Надежда Прокофьевна Суслова, первая русская женщина-врач.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
2 Кор., 196 зач., XII, 20 - XIII, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Случается, что человек, некоторое время поживший христианской жизнью и привыкший к церковной дисциплине, начинает судить других по той мере, которой достиг сам. Формально он знает, что главным в его отношении к окружающим должна быть любовь, но не всегда понимает, как на практике соединить любящее отношение с приверженностью к дисциплине? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 12-й и 13-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 12.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
Глава 13.
1 В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.
2 Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.
Любовь и приверженность дисциплине могут быть очень разными. Ведь одно дело влюблённость, другое родительское чувство, третье дружеское... Мы понимаем, что в них есть много общего, что позволяет называть эти явления «любовью», но в то же время прекрасно осознаём существующую между ними разницу. Похожим образом приверженность к дисциплине может быть связана со стремлением к порядку, а может быть проявлением жестокости и желания проявить власть. Но самое главное, что на эмоциональном уровне любовь и дисциплина кажутся людям вещами несовместимыми. Кому в голову не приходили мысли о родителях: «если они мне этого не разрешают, значит они меня не любят»? Речь может идти о чём угодно: в детстве о конфетах и мультфильмах, в подростковом возрасте о прогулках с друзьями или какой-нибудь покупке. И, конечно, подобные мысли посещают нас и во взрослой жизни: если кто-то с нами строг, значит за что-то невзлюбил, если по-настоящему любит — требования должны быть самыми мягкими.
Для общины Коринфа апостол Павел был отцом и основателем. Он очень любил своих учеников, о чём писал не раз. Однако в отрывке, который мы сегодня услышали, апостол выглядит скорее строгим, чем любящим. Ведь собираясь к ним уже третий раз, апостол пишет, что не пощадит тех, кто согрешил и не покаялся. Конечно, нужно понимать, что воспитательная мера у него была только одна: лишение церковного общения. Он не мог наказать ни физически, ни финансово, он мог только свидетельствовать перед лицом Церкви, что человек, выбравший грех, не может быть частью Тела Христова. Но было ли это свидетельство чем-то лёгким и простым для самого апостола? Очевидно, нет. Почему апостол и пишет, что опасается, как бы ему, прибыв в Коринф, не найти некоторых общинников погрязшими в раздорах, зависти, гневе, ссорах, гордости и прочих беспорядках. И тяжело это для него потому, что в своей любви к ученикам он практически ассоциирует себя с ними перед лицом Божиим, так что их унижение воспринимается им как своё собственное. Он радуется вместе с ними их духовным победам, но и плачет вместе с ними, когда они переживают падения. Апостол не отворачивается с брезгливостью от тех, кто согрешил, но переживает за них. В этом смысле его любовь безусловна и направлена как на праведников, так и на грешников. Он строг ко грешникам, но это отрезвляющая строгость, цель которой не оттолкнуть, но привести к покаянию и возвращению.
Стремясь подражать апостолу, будем в первую очередь требовательны к себе. О тех же, за кого чувствуем ответственность, будем в первую очередь молиться, чтобы Бог направил их ко спасению. А если и понадобиться указать кому-то на церковную норму, всеми силами постараемся, чтобы в наших словах слышалась братская любовь и забота.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Возможность готовить еду и мыться для семьи из отдалённого села Луганской области

Служба помощи «Милосердие Казань» — это проект Русской Православной Церкви. Служба приходит на выручку тем, кто находится в сложных обстоятельствах, в том числе жителям новых регионов России. Волонтёры проекта «Милосердие Казань» регулярно выезжают в бедствующие населённые пункты, ухаживают за одинокими стариками и не только, помогают в ремонте и уборке, узнают о том, что необходимо людям и стараются закрыть самые срочные просьбы.
Недавно к волонтёрам службы обратился священник Александр Беспалов из Луганской епархии с просьбой подержать семью из отдалённого села Райгородка. Туда редко ходят автобусы и добраться до него крайне сложно. В этом селе живут бабушка Ирина Фёдоровна, дочь Елена и внучка Александра. Их дом сильно обветшал и требует серьёзного ремонта. Тем не менее семья старается поддерживать внутри порядок и уют. Только это непросто, когда в помещении отсутствует тепло, вышла из строя бытовая техника и есть перебои с водой. Ирина Фёдоровна с дочкой и внучкой живут крайне скромно и решить все задачи самостоятельно не в силах. Обе женщины тяжело болеют, поэтому их основной доход — это пенсия, а девушка учится и получает стипендию в 1000 рублей.
Чтобы поддержать семью из отдалённого села в Луганской области служба «Милосердие Казань» открыла сбор на покупку газовой плиты, холодильника, водонагревателя и насосной станции, которая обеспечит нормальный напор воды. Больше узнать об этом и помочь можно на сайте: КазаньМилосердие.ру
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Вера и сомнения». Епископ Переславский и Угличский Феоктист

У нас в студии был епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Разговор шел о трудах митрополита Антония Сурожского, в частности о его размышлениях о вере, неверии, сомнении и встрече с Богом.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед, посвященных личности и размышлениям митрополита Антония Сурожского.
Все выпуски программы Светлый вечер