
Мудрость, которая всегда под рукой — пожалуй, так можно было бы назвать книгу «100 духовных истин». Это собрание изречений святых отцов Церкви — действенная поддержка для каждого из нас в те моменты, когда остро необходим духовный или житейский совет. Блаженный Августин, святители Иоанн Златоуст и Феофан Затворник, Оптинские старцы, преподобный Паисий Святогорец, святой праведный Иоанн Кронштадтский, старец Николай Гурьянов, архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и многие другие духовные наставники придут к нам на помощь в трудную минуту со страниц сборника.
Когда читаешь наполненные духовным опытом и спокойствием слова этих святых людей, куда-то вдруг уходит тревога, успокаиваются мысли, а проблемы, которые ещё недавно казались неразрешимыми, больше не пугают. Исцеляющая сила святоотеческой мудрости действует чудесным образом и убедительно доказывает, что на самые сложные вопросы всегда найдутся простые и ясные ответы.
Кто из нас, к примеру, не сетовал на то, что всё в жизни идёт совсем не так, и ничто не приносит должного удовлетворения. Афонский старец Порфирий Кавсокаливит объясняет, почему такое случается: «Люди терпят неудачи, потому что ищут любви к себе. Правильно же — не интересоваться, любят ли тебя, но любишь ли ты сам Христа и людей. Только так наполняется душа», — замечает он. А Патриарх Павел Сербский успокаивает: «Bcё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу».
Конечно, каждому человеку хочется счастья здесь и сейчас. И такое возможно, обнадёживают святые отцы на страницах сборника «100 духовных истин». Например, святитель Филарет (Дроздов) говорит: «He ищи ничего вне души — всё в ней. Ищи счастье в собственном твоём сердце». Такой же совет даёт и святитель Нектарий Эгинский: «Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя — в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это».
Богатство и бедность, добро и зло, жизненные трудности, любовь и счастье — часто мы теряемся в этих понятиях, нуждаясь в терпеливом руководстве и поддержке. Святые отцы всегда готовы протянуть нам руку помощи и открыть не только 100 духовных истин, а гораздо больше.
Все выпуски программы Литературный навигатор
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема