Личность митрополита Антония Сурожского ни при жизни, ни после кончины не оставляет людей равнодушными. Одни его бесконечно любят, другие не считают его особым явлением в жизни Церкви. У каждого свой взгляд. И, наверное, это хорошо. Непререкаемой жизнью и абсолютной истиной в Церкви обладает только Ее основатель. А все остальное узнаем на Страшном Суде. Я же хотел обратить внимание не на богословское наследие митрополита Антония или его церковную деятельность, а качество, которое, на мой взгляд, одинаково важно как для его почитателей, так и для критиков. Владыка Антоний не обижен вниманием авторов и читателей. Огромное количество книг, аудиозаписей и видеофильмов запечатлели нам его образ, его голос и его слова. И все же, при всём обилии литературы мне не доводилось читать внятного объяснения, как четырнадцатилетний атеист Андрей Блум стал одним из самых известных церковных деятелей минувшего века. Нет, конечно, рассказ о чудесном прочтении Евангелия, после которого четырнадцатилетний мальчик пережил мистический опыт встречи со Христом мне знаком. Но ведь и он мало что объясняет. Сколько таких таинственных встреч, слов, знаков и явлений происходит в жизни каждого человека, но не всем это меняет жизнь. Ведь об этом же и притча о сеятеле и зернах, падающих на различную почву. Что это за феномен, действительно?
Для тех, кто не знаком с историей обращения Андрея Блума вкратце расскажу ее. Это истории из 20-х годов, о юноше-эмигранте, живущем в Париже, постоянно полуголодном, постоянно получающим затрещины от своих сверстников, во всем сомневающемся, живущим в состоянии постоянного конфликта с миром, очень обостренно переживающим участь русских эмигрантов и неустроенность своей жизни… который видит неимоверную усталость своей бедной матери и быстро стареющей больной бабушки… И вот этот абсолютно одинокий, загнанный в угол жизнью и обстоятельствами юноша решил раз и навсегда покончить с последним мучившим его вопросом, вопросом который отделял его от черты, когда жизнь уже не жизнь, «а пустая и глупая шутка» - как сказал Лермонтов. Он решает прочесть самое короткое из четырех евангелий, чтобы убедиться в том, что «нет правды на земле, но нет ее и выше». И вот тут произошло чудо. По ходу чтения Андрей почувствовал присутствие Того, о Ком читал... Реальное, вещественное, осязаемое, плотное как сама реальность ощущение того, что Христос здесь, буквально по ту сторону стола. Вот так, желая закончить для себя тему Бога, он Бога встречает. Мне всегда казалось, что в этом эпизоде есть нечто от борьбы Иакова с ангелом. Ведь нередко борьба честно поставленных вопросов и Правды Божией открывает человеку и Бога, и Правду. При всей радости о тех, кто впитал веру с молоком матери, немало и тех, для кого вера и неверие – мучительная борьба, большой интеллектуальный и нравственный труд. И что-то мне подсказывает, что в этой борьбе есть какой-то тайный замысел. Мы же знаем, что в случае с Иаковом Бог легко мог победить его, но Он намеренно этого не делает! Рано или поздно все «алчущие и жаждущие правды» наконец ее обретают. Боровшиеся с Богом Иаковы побеждают самих себя, и меняется вся их жизнь, даже само имя: Иаков стал Израилем, Савл стал Павлом, а Андрей Блум - Антонием Сурожским. Это удивительные истории, как вот такие пылкие Савлы в искренних порывах гонят от себя Бога, потом слепнут от того что Он им открывается, и потом становятся самыми верными апостолами. Но самое поразительное - не момент встречи человека с Богом, а способность человека сохранить реальность этой встречи и пронести ее через всю жизнь. Мне кажется, именно в такой способности заключается подлинный феномен владыки митрополита Антония.
Встретить любимого человека, увлечься каким-то делом, почувствовать радость первого пасхального дня – это многим знакомо. И многим знакомо, как это ненадолго. Любовным чувствам свойственно вянуть, увлекательное дело превращается в рутину, пасхальная радость уже ближе к концу Светлой Седмицы становится чем-то обыденным. Радость и свежесть чувств – все время улетучивается, и мы снова превращаем свою жизнь в рутину, в привычный и безрадостный быт, забываем о радости первой встречи, первого прикосновения. Величие духовных гениев может в том и состоит, что они умеют сохранять единожды явленное чудо на всю жизнь. Это уже не просто эпизод биографии, а, собственно говоря, сама биография.
Можно сколько угодно спорить о наследии митрополита Антония, но одно остается бесспорным - однажды повстречав живого Бога, он остался Ему верен навсегда. Встреча и верность – вот те два качества, которым бесспорно нас учит вся жизнь владыки Антония. И мне показалось важным об этом сегодня сказать на радио Вера.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 106 зач., XI, 13-24.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Если внимательно читать Библию, то легко заметить наличие у Бога плана по восстановлению падшего человечества. Сначала этот план виден лишь как некое не вполне ясное пророчество, дальше он обретает всё более ясные черты, и очевидным он становится с Пришествием Христа. Апостол Павел верил, что история спасения на этом не заканчивается, верил, что Бог продолжает Своё действие в мире, а потому и отпадение израильтян от Бога — это лишь временное явление, необходимое для спасения других народов. Эти мысли апостола Павла содержит в себе 11-я глава его Послания к Римлянам, отрывок из неё звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте его послушаем.
Глава 11.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их.
24 Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
И для себя самого, и для других людей апостолу Павлу приходилось отвечать на вопрос о судьбе его собратьев евреев, и если для некоторых христиан этот вопрос не представляет ни интереса, ни труда, то для апостола всё было иначе, и он отнюдь не спешил говорить, что неверующие во Христа евреи — это проклятые Богом люди. Логика апостола была совершенно иной, он полагал, что отпадение израильтян от Бога — это, во-первых, временное явление, а во-вторых, оно произошло не без промысла Божия.
Павел верил, что в определённое Богом время евреи придут ко Христу, свою мысль апостол выразил довольно загадочным образом: «Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?» (Рим. 11:15). Как правило, выражение «примирение мира» понимается толкователями как указание на призвание ко Христу язычников. Это может показаться странным, однако мы не можем предположить, каким образом развивалась бы христианская апостольская миссия, если бы евреи не отвергли Христа, здесь можно было бы пофантазировать, но такие фантазии — совершенно бессмысленная трата времени, а потому мы просто верим апостолу Павлу, если он сказал, что языческие народы пришли ко Христу благодаря неверию евреев, значит, это действительно так.
Ещё больший интерес представляет собой вторая часть процитированной фразы апостола Павла, в которой приход евреев ко Христу сопоставляется с жизнью «из мёртвых». Многие толкователи видели в этих словах указание на то, что евреи обратятся ко Христу перед Втором Пришествием, то есть перед тем временем, в которое мы чаем воскресения мёртвых. Однако возможно и другое понимание слов апостола: израильский народ, приняв Христа, обновится и возродится, он избавится от своих вековых грехов, с ним произойдёт то же, что с любым другим народом, принявшим Христа, — он обретёт в себе новую силу, которая сделает его по-настоящему великим народом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Деревянные церковные сокровища в собраниях ГИМа». Наталья Углева

У нас в студии была заведующая отделом дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Углева.
Мы говорили о том, какие удивительные деревянные церковные сокровища хранит Исторический музей, и о том, чем интересны коллекции мебели и чем они могут помочь в изучении истории.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой была посвящена истории Новодевичьего монастыря в Москве;
Вторая беседа с заведующей музеем «Покровский собор» Татьяной Сарачевой была посвящена истории знаменитого храма Василия Блаженного.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер