
Владимирская икона Божией Матери / евангелист Лука / XI — XII вв. / Москва, храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее

Владимирская икона Божией Матери / евангелист Лука / XI — XII вв. / Москва, храм Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее
Патриаршество на Руси установилось в конце шестнадцатого века. Первым Предстоятелем Русской православной церкви с таким титулом стал святитель Иов Московский. В Смутное время он, не страшась наказания, отказался признать царём самозванца Лжедмитрия Первого. И в дальнейшем патриархи не раз подавали пастве пример крепкой веры и самоотверженности. Они руководили Церковью вплоть до восемнадцатого века. В 1721 году Пётр Первый, желая сосредоточить власть в своих руках, упразднил институт патриаршества. Управлять Церковью стал Святейший Синод. Этот государственный орган состоял из архипастырей, но возглавлял его светский чиновник в должности обер-прокурора.
Такое положение многие православные воспринимали болезненно. Но избрание Патриарха состоялось только после трагедии 1917 года. Революция принесла в Россию новую государственную религию — атеизм. На христиан обрушилась волна репрессий. И стало ясно — Церкви нужен Предстоятель пред Богом, который во время гонений соберет вокруг себя стадо Христово и убережет его от революционной смуты.
Выборы Патриарха состоялись на Поместном соборе. Он проходил в экстремальных условиях. Успенский храм, под сводами которого прошли первые заседания, был обстрелян. Хранившуюся в нём чудотворную икону Владимирской Божией Матери перенесли в храм Христа Спасителя, где продолжились заседания Собора.
Древняя святыня стала участницей избрания Патриарха. Чтобы исключить человеческие мотивы при выборе, епископы вручили судьбу Церкви Господу и Его Пречистой Матери. Имена трёх выдвинутых кандидатов написали на записках, которые поместили в киот Владимирского образа Богородицы. После богослужения старец Смоленской Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) вытянул жребий. На нём значилось: «Тихон, митрополит Московский».
Святитель Тихон в это время молился в своей резиденции, в московском подворье Троице-Сергиевой лавры. К нему направились делегаты от собора, чтобы сообщить о результатах избрания. Узнав о выпавшем жребии, владыка сравнил его со свитком из библейской книги пророка Иезекииля, на котором написано «плач, и стон, и горе». Он понимал, насколько тяжёлая ноша ему предстоит. Укрепляла архипастыря лишь мысль о том, что нести этот крест его благословила Царица Небесная.
Семилетнее служение Патриарха Тихона было непрестанным подвигом противостояния власти, пытавшейся уничтожить Церковь и истребить веру в сердцах людей. И на протяжении этого пути святителю сопутствовала Божия Матерь. Восшествие Тихона на Патриарший престол состоялось в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. А закончилась его земная жизнь в светлый день Благовещения.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема