В истории русской поэзии есть имена, которые непредставимы без словосочетания «Серебряный век», ибо их творчество выношено и рождено философией и эстетикой именно этой культурной эпохи.
Среди них — «самый неизвестный», как его иногда называют, поэт и филолог Серебряного века — Александр Кондратьев. Свою жизнь в литературе он посвятил своеобразному воскрешению древних мифологий, которые с невероятным упорством желал осовременить и ввести в читательский оборот.
Одна из его книг, изданных в Петербурге в начале двадцатого века (где автор, подражая своему учителю, царскосельскому поэту Иннокентию Анненскому, обозначен инициалами), — открывалась «Посвящением»: «Вам, призраки богов, которые витали / С улыбкой надо мной, когда душа моя / Рвалась из цепких пут бессилья и печали, / Вам труд мой посвятил благоговейно я...»
Другой монолог поэт начинает схожим образом: «Щедрою властной рукой бросил я образы миру; / К жизни от сна пробудил фавнов, сатиров и нимф. / Боги минувших времен мне откликались на лиру...» — ну и так далее.
Перебирая эти его «перекультуренные» стихи (а поэзия Кондратьева, в основном из них и состоит), мне хотелось отыскать хоть немного жемчуга чистой лирики, ибо Кондратьев был не только поэтом-филологом, но и просто — поэтом.
Эта его редкая тихая лирика рождалась в орнаменте заброшенной усадебной жизни под Волынью, рядом с селом Дорогобуж, в начале 1920-х беспокойных годов. Тогда там, на границе Польши и Советского Союза, чуть ли не ежемесячно менялась власть. Кондратьеву и его семье ещё предстояли годы и годы скитаний, а стихи — шли и шли.
Заливаясь, поют соловьи.
Отовсюду их щёлканье слышно,
И сирень, отцветая так пышно,
Стелет крестики наземь свои.
На дорожках — лиловый ковёр,
Вся окрестность цветами одета.
Надо мною немолкнущий хор
Звонких пчёл, в честь грядущего лета.
«Некоторые его лирические стихотворения звучат как гимны источнику человечности, — писал видный исследователь Серебряного века Вадим Крейд. — В религиозной лирике он вдохновляется благоговением, в пейзажной — полон любви к зримому миру, в любовной — сладкозвучен, как сирены...»
Приведу в завершение отрывки из двух произведений Александра Кондратьева, вдохновлённых как раз благоговением. Стихотворение «В день Покрова» было написано осенью 1919 года (я видел автограф, где каждая буковка в обращении к Божьей Матери — именно что благоговейно выписана):
...Труд и горе сложив за порогом,
Мы, чья вера в покров Твой жива,
В сельском храме старинном и строгом
Собрались перед Господом Богом
Во всерадостный день Покрова...
В молитвенном этюде «В день Успенья» Кондратьев упоминает ту же самую строгую каменную церковь. Этот храм был построен в XVI веке на древнем фундаменте, оставшемся от XI столетия. Поэт любил туда приходить.
...Пред Тобой, Владычица, колени
С сердцем умилённым я склоняю.
И Тебе под звуки песнопений
Похвалы убогие слагаю:
«Девство сохранившая, рождая,
Мир Ты не забыла в день Успенья,
В день восстанья к жизни безконечной,
Матерь Жизни, Дева Преблагая.
По Твоей молитве Сын Предвечный
Наши души сохранит от тленья»...
Земной путь престарелого Александра Алексеевича Кондратьева завершился на 92-м году жизни, в старинной американской деревне Наяк.
Погребён этот «самый неизвестный поэт Серебряного века» на русском православном кладбище в Ново-Дивееве (штат Нью-Йорк). Мир его праху.
Все выпуски программы Рифмы жизни
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











