
«История дельфина», студии: Alcon Entertainment, Arc Productions, режиссёр: Чарльз Мартин Смит
— У неё обширная инфекция.
— Увеличить дозу антибиотиков?
— Они не помогают. Много мёртвой ткани.
— Бедняжка. Похоже, она готова сдаться.
— Мы не можем заставить её захотеть жить. Это она должна сама.
Она — это самка дельфина по имени Винтер. Рыбак обнаружил её на берегу, крепко опутанную толстым канатом ловушки для крабов. Животное было ранено и едва дышало. Рыбак не знал, что делать с дельфином и позвонил в службу спасения. В этот самый момент на пляже появился 11-летний паренёк по имени Сойер. У него оказался с собой армейский нож. Мальчик перерезал канат, освободил дельфина и оставался рядом с ним до приезда команды из морского госпиталя. В рану на хвосте дельфина попала инфекция. Животное умирало. И врачам пришлось пойти на крайнюю меру — ампутировать дельфину хвост. Теперь Винтер — так назвали пациентку в госпитале — должна научиться жить без него.
Винтер — главная героиня художественного фильма «История дельфина». В начале нашей программы прозвучал фрагмент из этой картины. Лента вышла на экраны в 2011 году, снял её американский режиссёр Чарльз Мартин Смит. В основе сценария лежит реальная история о том, как раненный дельфин обрёл новую жизнь благодаря неравнодушным людям и... первому в мире уникальному хвостовому протезу. Телевизионный сюжет об этом Смит увидел однажды в утренних новостях. «Я был поражен и сразу же понял, что из этого может получиться отличный семейный фильм, который понравится зрителям всех возрастов», — рассказывал режиссёр. Когда Смит начал обсуждать будущий фильм со сценаристом Ноамом Дроми, им в голову пришла идея показать зрителю эту историю глазами ребёнка. Так появился Сойер — мальчик, который освобождает дельфина из пут, и в этот самый момент оказывается неразрывно связан с ним любовью и заботой.
Помимо главной сюжетной линии — взаимоотношений Винтер и Сойера — режиссёр и сценарист придумали ещё несколько конфликтов, которые развиваются параллельно основному повествованию. Мы видим, как непросто переживает Сойер уход отца из семьи — несколько лет назад он бросил их с мамой и с тех пор не появлялся. Из-за этого мальчик замкнулся в себе, и даже любимый двоюродный брат Кайл не может до него достучаться. У Кайла свои проблемы — его призывают в армию, и во время службы происходит несчастный случай, в результате которого молодой человек получает серьёзную травму. Теперь он больше не сможет заниматься спортивным плаванием и побеждать на соревнованиях. Каким образом все эти истории в конечном итоге сойдутся в одной точке и тесно переплетутся, мы обязательно узнаем из фильма «История дельфина». Критики же отмечали, что эмоциональный контекст взаимоотношений героев, который создатели фильма сумели показать на экране, оставляет ощущение чуда.
Прибавьте к этому потрясающие по красоте сцены с участием дельфина. Самое удивительное, что главную морскую героиню сыграла... настоящая Винтер! Когда сотрудники морского аквариума в штате Флорида, где живёт необычный дельфин, получили предложение участвовать в съёмках, они полагали, что для Винтер это будет непросто. Но она снималась с охотой и своим участием сделала фильм поистине уникальным.
В картине «История дельфина» немало драматических моментов. И не все они связаны с Винтер. В одном из фрагментов, к примеру, мы видим внутренний конфликт Кайла, который из-за ранения и травмы не хочет видеть родных. Точнее, не хочет, чтобы они видели его таким — беспомощным, на инвалидной коляске. Врач-ортопед, доктор Маккарти, чувствует его душевную боль. И пытается помочь.
— Скажи, что беспокоит больше — нога или гордыня?
— Всю свою жизнь я хотел заниматься лишь одним.
— Теперь надо захотеть заниматься чем-то ещё. К счастью, ты можешь выбирать из миллиона вещей. Слушай, Кайл. Ты не можешь нормально двигаться, но ты не разбит.
Доктора Маккарти в фильме сыграл известный актёр Морган Фримен. Он признавался, что вынес из этой работы потрясающий опыт. «У всех нас на съёмочной площадке, включая дельфина, возникла удивительная духовная связь», — рассказывал Фримен.
С ним согласен режиссёр фильма «История дельфина» Чарльз Мартин Смит. Главный посыл своей картины он описал такими словами: «Все мы — люди, животные, природа — тесно связаны. Мы — часть одного Творения. И об этом необходимо помнить».
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!
Псалом 18. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 18. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 18. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной лова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего,
радуется, как исполин, пробежать поприще.
7 От края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны.
11 Они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота.
12 И раб Твой охраняется ими; в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня;
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!