
«Адмирал Ушаков», студия: Мосфильм, режиссёр: Михаил Ромм
— Ваша светлость! Благоволите послать меня на Чёрное море флот строить. В корабельном деле я понаторел. Лес понимаю.
— А ты отколе такой взялся? Отсюда прямая дорога во дворец. В адмиралтейск-коллегию. А ты в лес норовишь, к медведям.
— Пошлите меня флот строить, ваша светлость. К плотницкому ремеслу у нас, у тамбовских, сноровка.
— Как звать?
— Ушаков Фёдор.
— Ушаков Фёдор?
(смеётся)
Светлейшего князя Таврического Григория Александровича Потёмкина от души развеселило стремление молодого капитана прогулочной яхты императрицы бросить привилегированную службу и отправиться на корабельные верфи Херсона. Там зарождался будущий Черноморский флот. Но кто бы захотел променять блеск Петербурга на это глухое тогда ещё место? Только такой человек, как Фёдор Фёдорович Ушаков — блистательный русский военачальник и флотоводец, прославивший своё Отечество, не проигравший ни одного морского сражения и не потерявший в боях ни единого корабля. Художественный фильм «Адмирал Ушаков» вышел на экраны в 1953 году. Фрагмент из него мы с вами только что услышали. Масштабную историческую ленту снял режиссёр Михаил Ромм. Картина получила приз как лучший иностранный фильм на кинофестивале во французском городе Виши. А у себя на родине вошла в золотой фонд классики отечественного кинематографа.
Любопытна история создания фильма. Снять эпическое полотно об адмирале Ушакове предложило... командование советского военно-морского флота. Морякам казалось необходимым вспомнить заслуги великого флотоводца. Тем более, что во время Великой Отечественной войны был учреждён орден его имени. Многим тогда показалась странной советская награда в честь царского адмирала. Необходимо было рассказать людям об Ушакове. О его жизни, которая вся была подвигом, — не только воинской доблести и служения Отечеству. Но и подвигом духовным, подвигом милосердия и любви к людям. Когда предложение сделать фильм о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове поступило в Госкино, Михаил Ромм сразу же откликнулся на него. Режиссёр считал большой честью снять биографическую и историческую драму о личности такого масштаба. В результате у Ромма получилась захватывающая и увлекательная патриотическая картина, которая смотрится на одном дыхании. Потрясающие батальные сцены, невероятные декорации и спецэффекты, уровень которых и сегодня поражает. Напряжённый — в хорошем смысле — сюжет держит зрителя от первого и до последнего кадра. Но лично мне самым интересным показалось, что уже тогда, в советскую эпоху, режиссёру удалось отметить Божий промысл в победах Ушакова. Это не бросается в глаза, однако хорошо заметно в мелочах. Например, в эпизоде, когда перед битвой при турецком острове Фидониси, стоя на палубе русского флагмана «Святой Павел», адмирал Войнович разговаривает с Ушаковым:
— 14, 15, 16,17... Эка силища. 17 линейных кораблей насчитал. А фрегатов-то сколько! Друг сердешный, предвижу дурные нам обстоятельства. Что предпринять, друг сердешный? Разве завязать дуэль артиллерийскую а, по регламенту госта?
— По регламенту госта от нас к вечеру и чешуи не останется. Расстреляют. Их огонь сильнее нашего раза в два, ежели не в три.
— Что ж делать, батюшка? Ты авангардом командуешь, тебе и карты в руки.
— Руки у меня связаны, ваше сиятельство. Снимите с них путы. Они добудут вам победу.
— По-своему воевать хочешь?
— Хочу. По-своему.
— Воюй, как Бог тебе велит!
Удивительно, что в 1953 году Михаил Ромм, снимая свой фильм, как настоящий художник, сам того не зная, во многом предугадал события: в 2001 году Церковь прославила адмирала Фёдора Ушакова в лике святых. И не только за боговдохновенные победы над врагом, но и за благочестивую и праведную жизнь. Режиссёр тоже показал Ушакова не только мужественным военачальником, но, прежде всего, человеком — с удивительной душой и сердцем. В фильме есть яркий эпизод, когда начальник Ушакова в присутствии рядового моряка уничижительно называет матросов немым инструментом для исполнения приказов. Услышав эти слова, Фёдор Фёдорович на глазах у начальника со слезами на глазах крепко обнимает матроса, показывая своё отношение к подчинённым. Кстати, роль непобедимого адмирала сильно и ярко исполнил актёр Иван Переверзев. Михаил Ромм с восхищением говорил об этой его работе: «Переверзев был похож на Ушакова. В нём были простота, внешнее спокойствие, демократизм и в то же время внутренняя сила, собранность, энергия», — отмечал режиссёр. В массовых сценах фильма принимал участие личный состав советского военно-морского флота. А в эпизодах снялись Фёдор Бондарчук, Михаил Пуговкин и Владимир Этуш. Одним словом, я непременно посмотрю фильм «Адмирал Ушаков» ещё не один раз.
29 апреля. О вере

27 апреля, в день Антипасхи и в Неделю Апостола Фомы, в московском Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
На проповеди по завершении богослужения он говорил о вере.
Именно вера подвигала людей на подвиги, нравственные подвиги, на героизм по защите Родины, ближних своих, что также невероятно трудно произвести из материалистических убеждений. А почему я должен умирать за кого-то? С какой стати? А что, моя жизнь хуже другой жизни? А почему я должен умирать вообще за какую-то общность людей, как бы она ни называлась? Ведь жизнь-то дается один раз! И вот когда мы отвечаем на эти вопросы тем, что нет, есть ценности и есть силы, которые толкают нас, в том числе и Родину защищать, и ближних защищать, и жизнью своей рисковать, и жизнь свою отдавать, мы выходим за пределы материального. Потому что в материальном мире таких законов нет. Вот это и есть самое сильное обоснование того, что Господь есть. Что по Его закону, который был вложен в природу людей, несмотря на скорби, гонения и всякого рода скверну, сохраняется и вера в само бытие Божие, в Его присутствие в человеческой истории. Сегодня в нашей благословенной и многострадальной стране происходит совершенно особое возрождение веры. Ведь мы пережили все. И так называемый научный атеизм, отрицание веры. И будучи совершенно зрелым обществом, с очень значительным историческим опытом, мы, как народ, возвращаемся к вере. И вот все вы, мои дорогие, являетесь свидетельством этого. Дети и молодежь, люди среднего, пожилого возраста, мы все вместе стоим в этом святом храме. Мы люди XXI века. И я знаю, что ни у кого из нас нет сомнения, есть Бог или нет. Мы верой своей жизнью отвечаем — да, есть.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О спасении мира Христом

В 3-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него».
О спасении мира Христом — протоиерей Андрей Ефанов.
Как часто, когда задаешь вопрос верующему, почему он старается избегать греха, слышишь в ответ: «Я боюсь страшного суда Божьего». Но Писание говорит нам, что совершенная любовь изгоняет страх. Не ради суда над нами Господь Бог создал нас, не ради суда Он послал Сына Своего в мир, но ради спасения нас от рабских оков греха. Не Бог осуждает нас на посмертные или вечные страдания, но наша неспособность соединиться с источником жизни, нашим Небесным Отцом, приводит нас в печальное и горестное состояние богооставленности. Как же нам спастись во Христе? Прежде всего, сердечно и деятельно исполнить заповедь любви к Богу. При этом необходимо помнить, что любовь к Богу невозможно стяжать, не полюбив своих ближних, даже тех, кто неприятен нам по тем или иным причинам.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 апреля. О духовной заботе христиан об усопших

Сегодня 29 апреля. Радоница.
О духовной заботе христиан об усопших — священник Августин Соколовски.
Воскресение Христово, по слову апостола Павла, это основание нашей веры. Пятидесятница — это кульминация Пасхи. Святость — плод Пятидесятницы. Между святыми усопшими, между усопшими и Пасхой есть особенная связь. Поэтому существует в православии и обязательный день поминовения — Родительская суббота накануне Пятидесятницы, за 9 дней до всех святых. Другое вселенское поминовение совершается за 9 дней до Великого Поста. Возможно, что наша традиция особой молитвы за усопших на 9 день после смерти берет свое начало от календарного расположения этих вселенских дней. В русской церкви также существует традиция особого поминовения усопших на 9 день после Пасхи. Имя этому дню — Радоница. Есть разные версии этимологии, но буквально это архаичное славянское слово созвучно Дню Радости. Именно в этот день, согласно уставу, разрешается служение панихид. Усопшие всегда поминаются в молитвах литургии. Прошение о всех прежде отшедших отцах и братьях наших ежедневно читается на сугубой ектение, в том числе и в пасхальные дни. Но отдельное поминовение не предусматривается вплоть до Радоницы. Историки и богословы по-разному объясняют появление этого праздника. В той или иной форме он также существует в сербской, грузинской, румынской и польской церквях Вселенского Православия. «Забота об умерших» назвал свой трактат о упоминовении отец Древней Церкви Святой Августин. Очень важно помнить, что молитва об усопших на Радоницу — это не народные обычаи, не какая-то берущая свое начало из язычества традиция, но именно подлинное евангельское выражение заботы об умерших, которые учили православных христиан святые отцы. Христос Воскресе!
Все выпуски программы Актуальная тема