
«Адмирал Ушаков», студия: Мосфильм, режиссёр: Михаил Ромм
— Ваша светлость! Благоволите послать меня на Чёрное море флот строить. В корабельном деле я понаторел. Лес понимаю.
— А ты отколе такой взялся? Отсюда прямая дорога во дворец. В адмиралтейск-коллегию. А ты в лес норовишь, к медведям.
— Пошлите меня флот строить, ваша светлость. К плотницкому ремеслу у нас, у тамбовских, сноровка.
— Как звать?
— Ушаков Фёдор.
— Ушаков Фёдор?
(смеётся)
Светлейшего князя Таврического Григория Александровича Потёмкина от души развеселило стремление молодого капитана прогулочной яхты императрицы бросить привилегированную службу и отправиться на корабельные верфи Херсона. Там зарождался будущий Черноморский флот. Но кто бы захотел променять блеск Петербурга на это глухое тогда ещё место? Только такой человек, как Фёдор Фёдорович Ушаков — блистательный русский военачальник и флотоводец, прославивший своё Отечество, не проигравший ни одного морского сражения и не потерявший в боях ни единого корабля. Художественный фильм «Адмирал Ушаков» вышел на экраны в 1953 году. Фрагмент из него мы с вами только что услышали. Масштабную историческую ленту снял режиссёр Михаил Ромм. Картина получила приз как лучший иностранный фильм на кинофестивале во французском городе Виши. А у себя на родине вошла в золотой фонд классики отечественного кинематографа.
Любопытна история создания фильма. Снять эпическое полотно об адмирале Ушакове предложило... командование советского военно-морского флота. Морякам казалось необходимым вспомнить заслуги великого флотоводца. Тем более, что во время Великой Отечественной войны был учреждён орден его имени. Многим тогда показалась странной советская награда в честь царского адмирала. Необходимо было рассказать людям об Ушакове. О его жизни, которая вся была подвигом, — не только воинской доблести и служения Отечеству. Но и подвигом духовным, подвигом милосердия и любви к людям. Когда предложение сделать фильм о Фёдоре Фёдоровиче Ушакове поступило в Госкино, Михаил Ромм сразу же откликнулся на него. Режиссёр считал большой честью снять биографическую и историческую драму о личности такого масштаба. В результате у Ромма получилась захватывающая и увлекательная патриотическая картина, которая смотрится на одном дыхании. Потрясающие батальные сцены, невероятные декорации и спецэффекты, уровень которых и сегодня поражает. Напряжённый — в хорошем смысле — сюжет держит зрителя от первого и до последнего кадра. Но лично мне самым интересным показалось, что уже тогда, в советскую эпоху, режиссёру удалось отметить Божий промысл в победах Ушакова. Это не бросается в глаза, однако хорошо заметно в мелочах. Например, в эпизоде, когда перед битвой при турецком острове Фидониси, стоя на палубе русского флагмана «Святой Павел», адмирал Войнович разговаривает с Ушаковым:
— 14, 15, 16,17... Эка силища. 17 линейных кораблей насчитал. А фрегатов-то сколько! Друг сердешный, предвижу дурные нам обстоятельства. Что предпринять, друг сердешный? Разве завязать дуэль артиллерийскую а, по регламенту госта?
— По регламенту госта от нас к вечеру и чешуи не останется. Расстреляют. Их огонь сильнее нашего раза в два, ежели не в три.
— Что ж делать, батюшка? Ты авангардом командуешь, тебе и карты в руки.
— Руки у меня связаны, ваше сиятельство. Снимите с них путы. Они добудут вам победу.
— По-своему воевать хочешь?
— Хочу. По-своему.
— Воюй, как Бог тебе велит!
Удивительно, что в 1953 году Михаил Ромм, снимая свой фильм, как настоящий художник, сам того не зная, во многом предугадал события: в 2001 году Церковь прославила адмирала Фёдора Ушакова в лике святых. И не только за боговдохновенные победы над врагом, но и за благочестивую и праведную жизнь. Режиссёр тоже показал Ушакова не только мужественным военачальником, но, прежде всего, человеком — с удивительной душой и сердцем. В фильме есть яркий эпизод, когда начальник Ушакова в присутствии рядового моряка уничижительно называет матросов немым инструментом для исполнения приказов. Услышав эти слова, Фёдор Фёдорович на глазах у начальника со слезами на глазах крепко обнимает матроса, показывая своё отношение к подчинённым. Кстати, роль непобедимого адмирала сильно и ярко исполнил актёр Иван Переверзев. Михаил Ромм с восхищением говорил об этой его работе: «Переверзев был похож на Ушакова. В нём были простота, внешнее спокойствие, демократизм и в то же время внутренняя сила, собранность, энергия», — отмечал режиссёр. В массовых сценах фильма принимал участие личный состав советского военно-морского флота. А в эпизодах снялись Фёдор Бондарчук, Михаил Пуговкин и Владимир Этуш. Одним словом, я непременно посмотрю фильм «Адмирал Ушаков» ещё не один раз.
Боюсь привыкнуть. Ксения Хайсанова

Я боюсь привыкнуть ко Христу. Боюсь приходить на Богослужение, потому что надо. На мой взгляд, самая страшная духовная трагедия, которая может произойти в жизни христианина, — это потеря искреннего диалога с Богом, как с Личностью. Я не помню себя вне стен храма. Я там — с самого раннего детства. И это огромное счастье!
А страшно мне от того, что вера может стать рутиной. Детская вера, она, как дыхание. Отношения ребенка с Богом естественны и просты. В детстве у меня никогда не возникало вопросов: «Рядом ли сейчас Господь? Любит ли Он меня?» Даже несмотря на тяжелый недуг, детский церебральный паралич.
А вот взрослую веру нужно поливать, удобрять, взращивать, стараться сделать все, чтобы сберечь её во время жизненных штормов. Это трудно. Иногда я до слез тоскую по той себе, которая могла не задумываясь произнести: «Я люблю тебя, Господи!».
А сейчас? Сейчас боюсь начать приходить на Литургию, просто потому что сегодня воскресенье. Боюсь стать снисходительной к своим грехам. Ведь если не будет сердечной боли от согрешений, значит я уже с ними сроднилась. Боюсь мыслей: «А, Великий пост, Причаститься надо, да? Ведь месяц прошел...»
С каждым годом жизни в церкви приходится задавать себе все больше вопросов. Трудных вопросов, которые требуют честных, и не всегда приятных ответов:
«Почему я сегодня иду к Чаше?» «Хочу ли я быть со Христом, не только с тем Богом, который решит мои проблемы, а с тем, который ждёт живого, ищущего, и всегда немного трепещущего сердца?»
Господи, сколько бы лет ни прошло, сколько бы ни минуло воскресений, постов и праздников, позволь мне быть всё той же маленькой девочкой. Помоги не потеряться в иллюзии знания Тебя и себя самой. Господи, я хочу смотреть на Тебя широко открытыми глазами, узнавая снова и снова!
Эти слова тоже могут быть молитвой. Очень важной и нужной молитвой.
Автор: Ксения Хайсанова
Все выпуски программы Частное мнение
18 июня. О вере с надеждой

В 4-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова об Аврааме: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов».
О вере с надеждой — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Апостол Павел замечает, что Авраам поверил с надеждою. Оказывается, что вера может сочетаться с другими добродетелями. И можно даже утверждать, что, соединённая с другими христианскими качествами, она становится спасительной.
В противоположность такой вере можно поставить холодную, бездеятельную веру, которая присуща демонам. Об этом святой апостол Иаков сказал:«И бесы веруют». Однако их вера не приносит результата. Они не хотят быть с Богом и не спасаются. Такая вера не порождает добродетелей, не приносит им гармонии и счастья, полноты в Боге.
А вера, соединённая с надеждой, приносит спасительный плод. Так было с Авраамом и с женщиной, у которой была страдающая беснованием дочь. Она не только верила, что Христос обладает чудодейственной целительной силой, но и надеялась, что Он поможет. У этой женщины сила веры, соединённой с надеждой, была такова, что она не отступала от Спасителя, пока Он не исполнил ее желание. При этом Господь похвалил ее и сказал: «О женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему!» И исцелилась дочь её в тот час.
Укрепим и мы нашу веру надеждой и добрыми делами.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 июня. Об истории Игоревской Иконы Божией Матери

Сегодня 18 июня. Церковь чтит Игоревскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Икона Божией Матери Игоревская — древний список высокой византийской иконописи, но связана она с трагическими событиями, происшедшими с благоверным князем Черниговским и Киевским Игорем Кротким Агнцем, который, не ища власти, был властолюбцами, гоним, истязаем, заключаем в темницу, потом и в монастырь, где он, приняв уже и монашеский постриг в покаянии и молитве, совершал жизнь свою, но во время молитвы перед этой иконой был настигнут ненавистниками, жестоко убит, и эта икона остаётся благодатным памятником и его святости, и той кротости Пресвятой Богородицы, которая укрепляет исповедников, мучеников в их подвиге, в их кроткой жизни и мученической смерти за Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема