
«Евдокия», студия: Киностудия им. М. Горького, режиссёр: Татьяна Лиознова
— А у вас есть кто-нибудь из близких?
— Есть. Мать и отец. Мама у меня интересный человек. Вы знаете, она совсем простая женщина. Она мне, собственно, и матерью не приходится. Я у них приёмная. У нас в семье все приёмные.
— Да что вы, это удивительно!
— Чего ж тут удивительного. Такие люди.
— Значит, любите их?
— А как же их не любить? У них, знаете, даже имена одинаковые.
— Как так?
— Отец — Евдоким, а мать — Евдокия.
«Евдокия» — так называется кинофильм, который в 1961 году сняла Татьяна Лиознова. Картина о большой и крепкой семье стала её режиссёрским дебютом. И первым большим успехом: во время показа в кинотеатрах фильм посмотрели около сорока миллионов кинозрителей. Самые популярные отечественные издания о кинематографе, такие, как «Искусство кино» и «Советский экран», называли ленту в числе лучших фильмов года.
По воспоминаниям Лиозновой, она долго искала сценарий для своего первого самостоятельного проекта. Однажды ей в руки попала повесть Веры Пановой «Евдокия». Режиссёра поразила простота и гармоничность, с которой в этом небольшом произведении воспевалась семья, домашний очаг, счастье растить детей. Лиозновой захотелось воплотить всё это на экране. Так появился трогательный фильм о буднях и праздниках, радостях и печалях обыкновенных людей — супругов Евдокии и Евдокима Чернышёвых. Критики писали, что режиссёру удалось живо и ярко показать зрителю высокий нравственный и духовный идеал семьи, пример честности, доброты, порядочности, верности и любви, которая способна преодолеть самые непростые испытания.
Одно из них появляется на пути героев сразу после свадьбы: выясняется, что Евдокия не может иметь детей. А Евдоким всегда мечтал о большой семье. Однако он без ропота принимает ситуацию такой, как она есть. И, может быть, поэтому и начинают происходить чудеса. В одном из эпизодов картины Евдоким приходит домой с работы. Его встречает счастливая супруга:
— Ты на кровать-то, не осмотревшись, не ложись. Не ровен час, придавишь дитя.
— Какое дитя?
— Вот, мальчика Бог послал.
— Это чей же?
— Стало быть, наш.
— Подкинули, что ли?
— Подкинули. Александром звать.
— Откуда знаешь-то?
— Записка была вложена.
— Хорошее имя — Александр.
— Хорошее! Можно звать Шура, а можно Саня, а можно Саша. Как понравится.
Сколько радости, сколько любви в этом простом диалоге! Татьяна Лиознова на протяжении всего фильма мастерски передаёт самые тонкие нюансы душевного настроения героев. Даёт нам возможность согреться и теплом их семейного очага.
Критик Виталий Сёмин после выхода фильма «Евдокия» на экраны, писал: «Неторопливое течение событий, которые на первый взгляд происходят за закрытой домашней дверью, постепенно развивается. И счастье, о котором говорится в фильме, перестает казаться таким уж простым, а домашняя дверь — закрытой». Присоединяясь к этим словам, предлагаю зрителям заглянуть в гостеприимно открытую дверь большого дома героев картины Татьяны Лиозновой. И думаю, что не ошибусь, если скажу: вам там будут очень рады.
8 июня. О подвиге мученика Георгия Нового

Сегодня 8 июня. День памяти мученика Георгия Нового, пострадавшего за Христа в Софии в 1515 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святого Георгия Нового оклеветали перед властями предержащими, обвинив в том, что он будто бы обещал принять ислам, но передумал и тем самым отрёкся. Это произошло в Софии в 1515 году. Святого били палками, много пытали, держали под арестом, а затем сожгли живьём. Даже прославление мученика во святых приходилось долгое время держать в тайне.
Овладев Константинополем, Османская империя стремительно расширяла свои владения и подчиняла себе всё новые и новые территории. До появления новой грозной северной силы, как османы воспринимали Российскую империю, которая с помощью Бога и волей благоверных правителей стала восходить от силы в силу и в итоге потеснила османов и защитила православных, оставалось ждать ещё два столетия.
Блаженны кроткие в зримой беспомощности своего христианского свидетельства, новые мученики Церкви Христовой, Георгий и иные многие стали живой молитвой о будущем освобождении своих собратьев по вере на исконно христианских землях.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О социальном служении Церкви

Сегодня 8 июня. День социального работника.
О социальном служении Церкви — протоиерей Константин Харитонов.
Уже от основания Церкви православные христиане всегда в первую очередь стремились к тому, чтобы послужить ближнему: накормить, напоить, одеть, обуть. Социальное служение Церкви — это и есть самое главное проявление любви христианина, не просто на словах, а именно в действии.
Поэтому, когда Господь придёт судить мир, Он спросит нас именно об этом: о том, как мы послужили ближнему. Напоили ли жаждущего, накормили ли голодного, одели ли человека бездомного, не имеющего одежды, посетили ли человека в темнице и так далее.
Именно Господь часто является нам в образе этих страждущих людей. И всякий, кто послужит ближнему, он послужит Господу Богу. Так Сам Господь определил.
Поэтому каждый христианин не просто должен, он обязан жить в служении ближнему: в малом, великом, хоть в чём-то стараться помогать.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 июня. О духовном смысле праздника Святой Троицы

Сегодня 8 июня. День Святой Троицы.
О духовном смысле праздника — игумен Назарий Рыпин.
В этот день мы празднуем сошествие Святого Духа на апостолов, и это является началом существования нашей Новозаветной Церкви о рождении.
И именно поэтому в этом явлении Духа Святого нам открывается полнота бытия Святой Троицы, потому что лицо Бога Отца и лицо Сына Божьего открыты были уже апостолам, они осознавали это, но откровение о Святом Духе для них было ещё пока закрытым, неосознанным ими, не пережитым, и только теперь, в явлении схождения Святого Духа на них, для них открывается эта полнота и торжество Святой Троицы, к жизни которой они теперь способны быть причастны, и, как и мы все, так же в теле Церкви, в её бытии, причастности к ней.
Все выпуски программы Актуальная тема