Доживём до понедельника - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Доживём до понедельника

Доживём до понедельника
Поделиться Поделиться

«Доживём до понедельника», студия: Киностудия им. М. Горького, Первое творческое объединение, режиссёр: Станислав Ростоцкий

— Илья Семёнович! Зачем вы так? Предположим, я была виновата. Но вы же могли помочь!

— В чём? Если вам нужна их любовь, то они от вас без ума.

— А вам теперь любовь не нужна?

— Любовь зла. Не давайте им садиться себе на голову. Держите дистанцию, чтоб не плакать потом. А помочь не сумею. Никогда не ловил ворон.

Учитель истории Илья Семёнович Мельников замкнут, сух и принципиален. Со всеми держится отчуждённо — с учениками, коллегами. Даже с собственной матерью. И своей недавней ученице, Наташе Гореловой, которая теперь, после института, пришла в родную школу преподавать английский язык, советует не слишком уж дружить с детьми. Мельников случайно увидел, как Наталья Сергеевна во время урока пытается помочь перепуганной вороне — кто-то из ребят ради шутки принёс птицу в класс. Илья Семёнович холодно и саркастически высказывается по поводу ситуации. Слова бывшего учителя расстраивают Наталью Сергеевну. Ведь у неё совсем другие представления — о воспитании, об отношении к людям. Художественный фильм «Доживём до понедельника», фрагмент из которого только что прозвучал, в 1968 году снял режиссёр Станислав Ростоцкий по одноимённой пьесе Георгия Полонского.

Три дня из жизни одной школы — так можно вкратце описать сюжет фильма. И за эти три дня происходит столько событий, так меняются взгляды и мировоззрение их участников, что кажется, будто перед нашими глазами проходит целая жизнь. «Доживём до понедельника» — картина не только о педагогических, но и об общечеловеческих проблемах. О душевных сомнениях, исканиях, тревогах, свойственных каждому из нас. Принципы или любовь — вот, пожалуй, главный конфликт фильма. И он отражается не только во взаимоотношениях учителя истории со своей бывшей ученицей. В картине есть эпизод, когда Илья Семёнович в присутствии других педагогов делает выговор Таисии Николаевне, молодой учительнице начальных классов. Когда та рассказывала Наталье Сергеевне о том, как ей трудно бывает с малышами-первоклассниками, Мельников бесцеремонно вмешивается в их разговор.

— Ой, Наташенька, у вас всё-таки большие. А у меня вот такусенькие крохотульки, хоть плачь. Приносят зеркало, и всё время на себя любуются. Я им говорю: не ложьте зеркало в парту. Ложат! Я им опять говорю: не ложьте. Всё равно ложат!

— Послушайте, нельзя же так! Я вам, вам говорю. Вы учитель, или...

— Вы мне?

— Ложат! Нет такого глагола, голубушка Таисия Николаевна, где вы его взяли, мы же не на рынке! Если вам не жаль детей, то пощадите наши уши!

Может ли человек оказаться не правым, сделав, по сути, справедливое замечание? Когда я смотрел этот фрагмент, то вспоминал слова Христа из Евангелия от Матфея: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». То есть, одно дело — сказать человеку с глазу на глаз, по-доброму: ты не прав. И совсем другое — язвительно уничижить при всех.

Постепенно становится очевидно, что жизненная позиция героя порождает самый главный его конфликт — с самим собой. Как он разрешится, и кто ему в этом поможет, мы обязательно узнаем, посмотрев фильм. Который получился эмоционально насыщенным, увлекательным, и смотрится живо и современно даже спустя более полувека с момента выхода на экран.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем