
Село Албазино́, расположенное на Амуре, недалеко от слияния рек Шилки и Аргуни, насчитывает несколько сотен жителей. Но при всей малости своей село это в свое время стояло, если можно так выразиться, на острие русско-китайских отношений.
В 1651 году Ерофей Хабаров занял укрепленное поселение даурского князька Албазы (отсюда и пошло дальнейшее название - Албазин). Спустя 30 лет образовалось Албазинское воеводство, ставшее важным центром Приамурья. Что крайне не нравилось соседнему Китаю, имевшему виды на тутошние земли.
И в 1685 году император Сю-ань-е направил к Албазину армию с требованием русским уйти с Амура. Короче, как в известной песне «Три танкиста»: «В эту ночь решили самураи перейти границу у реки». Только тут были не самураи, а китайцы. И в июне началась осада Албазина. Перед этим же китайцы захватили несколько десятков русских и вывезли их в Китай, где поселение албазинцев сохранилось до сих пор, но об этом – отдельный рассказ.
Вернемся к осаде, которая была недолгой. Албазин к военным действиям оказался не готов, и русские были вынуждены покинуть разрушенное поселение и уйти. А китайцы оплошали. Они окончательно разрушили Албазин и сочли миссию выполненной. И тоже ушли. А зря.
Потому что русские вернулись спустя месяц и к зиме выстроили солидную и хорошо вооруженную крепость с серьезными запасами продовольствия.
Китайцы спохватились и спустя год, летом 1686-го, вновь начали осаду Албазина. С задачей взять крепость и укрепиться в ней для дальнейшего движения на русские земли. Только вот на этот раз получилось по популярной русской присказке – «накося выкуси». Осада – жестокая, кровавая и цинготная – длилась до зимы. У русских потери составили около 700 человек. У китайцев – порядка 2,5 тысяч. Но разрушенная крепость не сдалась, а китайцы вынуждены были отойти.
А тут и дипломаты подоспели. И спустя 3 года, в 1689-м, меж Русью и Китаем подписан был так называемый Нерчинский договор, согласно коему Албазин подлежал разрушению, но китайцам этим же договором было запрещено заселять Албазинские земли, что фактически ограничило экспансию Китая на южный берег Амура.
А славный Албазин возродился уже в 19-м веке.
И стоит до сих пор как село Албазино.
15 декабря. О борьбе со страстями

Во 2-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца».
О борьбе со страстями — протоиерей Максим Первозванский.
Любовь, радость, мир, вера, правда противостоят тем самым юношеским похотям, похоти очей, похоти плоти и гордости житейской, противопоставляются тому, что, как правило, сопровождает грехи юности. Но мы прекрасно знаем, что речь идёт не только о юных, но и обо всех, может быть, немножко меняется соотношение между теми или иными похотями. То есть гордыня, властолюбие, тщеславие становятся, может быть, более ярко выраженными, чем блуд или сребролюбие, но при этом и блуд, и сребролюбие, и чревоугодие никуда от нас не деваются, и когда мы впадаем в эти самые страсти, мы теряем тот самый духовный плод, о котором пишет апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О подвиге Иессея, епископа Цилканского

Сегодня 15 декабря. День памяти преподобного Иессея, епископа Цилканского, жившего в шестом веке.
О его подвиге — священник Стахий Колотвин.
Среди преподобных ассирийских отцов 13 святых, которые спустя два века после равноапостольной Нины пришли заново просвещать Грузию, потому что народ погряз и в язычестве, и в суевериях, и в зороастрийском влиянии.
Особенно выделяются те святые, которые приняли епископский сан. В то время это не было связано с архиерейскими палатами, со служением в большом соборе, с прекрасным хором. А нужно было идти и свою собственную паству собирать, обращать из язычества.
И преподобный Иессей, епископ Цылканский, выбрал для себя чуть ли не самое сложное направление. Он пошёл на север Мцхеты, в сторону высоченных кавказских гор, в сторону Большого Кавказского хребта, где сейчас уже тоже множество храмов построено, и где тогда, даже во времена равноапостольной Нины, не было там слова Христова проповедано.
И, видя, что язычники считают, что силы природы обладают божественными какими-то свойствами, он показал им, что нет, это лишь творение, которым распоряжается Творец. И он показал и прославил силу Христову величайшим прижизненным чудом, что по его молитвам река горная поменяла своё течение и от языческих рощ потекла к храму в Цылкани, где и ныне почивают и прославляются чудесами его святые мощи.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 декабря. О тех, кто отдал жизнь за право знать
Сегодня 15 декабря. День памяти журналистов, погибших при исполнении профессиональных обязанностей.
О журналистах, пожертвовавших жизнью за право народа на знание правды, — протоиерей Михаил Самохин.
Есть профессии, в которых заложен повышенный риск: военные, спасатели, лётчики, врачи. Лучшие из них жертвуют здоровьем и жизнью ради жизни, здоровья и благополучия других людей, которые о них чаще всего ничего не знают.
Настоящие журналисты, как правило, чуть более известны и рискуют жизнью не ради нашего здоровья и хорошего самочувствия, а ради права знать правду, ради нашего права на истину. Ведь именно истина, как сказал Господь, сделает нас свободными.
Не все журналисты, к сожалению, познают, что подлинная истина — это Господь Иисус Христос. Но лучшие из них рискуют и погибают в борьбе за истину против лжи. А ведь мы знаем, кто отец лжи. Поэтому все наши погибшие коллеги заслуживают доброго слова, а те из них, кто были чадами Церкви, — и слова христианской молитвы. Пусть Господь примет их горячее стремление победить неправду и сделать нас немного свободнее.
Все выпуски программы Актуальная тема











