
«Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин», — так отзывались о святом праведном Василии Павлово-Посадском современники. Он целиком посвятил себя служению Богу и людям, соединив глубокую духовную жизнь и успешную предпринимательскую деятельность. Недаром его называли старцем-фабрикантом.
Крестьянин Василий Грязнов родился в 1816-ом году, недалеко от города Павловский Посад — родины знаменитого на весь мир павлопосадского платка. Читать маленький Вася учился по Часослову и Псалтири. Став старше, полюбил молитвы, посты, духовные книги, регулярно посещал церковь и был по-настоящему религиозным человеком.
Свою общественную деятельность Василий Иванович начинал как миссионер. Несколько трудных лет посвятил он обращению старообрядцев. Грязнов сумел вернуть в лоно Православной церкви больше семи тысяч человек. К нему тянулись люди, издалека приезжали за советом и добрым словом.
Одним из ближайших друзей Василия Ивановича стал хозяин фабрики по выпуску павлопосадских шалей Яков Иванович Лабзин. Он женился на сестре Грязнова и сделал шурина совладельцем своего предприятия. Яков часто уезжал из города по делам службы. В его отсутствие Василий Иванович день и ночь находился на фабрике и следил, чтобы все торговые дела совершались честно, благородно, как он говорил, «во славу Божию».
Эта фабрика была одной из самых прибыльных в России. На ней трудилось почти полторы тысячи человек. И её совладельцы — Грязнов и Лабзин не жалели денег на добрые дела. Они помогали людям, часто незнакомым, пришедшим из других городов. Жертвовали огромные суммы на храмы — в частности, на строительство павловопосадского собора Воскресения Христова, старостой которого стал Василий Иванович. При фабрике открыли богадельню на 60 человек и бесплатную больницу. В семи школах, которые на свой счёт построили Грязнов и Лабзин, училось четыреста детей. Кроме того, компаньоны основали два училища.
Василий Иванович скончался в 1869-ом году. Над могилой своего родственника, друга и молитвенника Лабзин построил храм святого Василия Исповедника. В нём спустя 22 года похоронили и самого Якова Ивановича. Дочери фабриканта, исполняя волю отца, обратились в Святейший Синод с прошением об открытии в Павловском Посаде Покровско-Васильевской женской общины и детского приюта имени Якова Лабзина при ней. Разрешение было получено. А в 1903-м году общину преобразовали в женский монастырь.
В самом конце 20-ого века Василия Грязнова прославили в лике местночтимых святых Московской епархии. А через 130 лет после кончины праведника-благотворителя с благословения Святейшего патриарха Алексия Второго произошло общецерковное прославление святого Василия.
Все выпуски программы Имена милосердия
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема