1 Кор., 146 зач., X, 23-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избавиться от страхов, которые нередко наполняют нашу жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из десятой главы первого послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
24 Никто не ищи своего, но каждый пользы другого.
25 Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести;
26 ибо Господня земля, и что наполняет ее.
27 Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет ее.
Христиане города Коринф жили в окружении язычников. Один из насущных вопросов, который стоял перед ними, заключался в том, можно ли употреблять в пищу продукты, которые были посвящены языческим богам. Вопрос был далеко не праздный. Ведь мясо, купленное, например, на рынке могло быть частью жертвоприношения в честь какого-нибудь божества. А потому в людях жил страх: вдруг через еду мной овладеют демоны. В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел предлагает коринфским христианам ряд практических советов, связанных с этой темой.
Прежде всего он советует покупать всё необходимое без всяких лишних вопросов. Ведь всё в этом мире принадлежит Богу. Ни один дух не имеет в конечном счёте никакой власти над творением. Купил, помолись Богу и ешь. Бог сильнее. Единственное, о чём христианин должен помнить, так это о том, что его поступки могут ввести в соблазн окружающих. Апостол приводит и конкретный пример. Если христианина пригласил к себе на обед язычник и умышленно сообщил ему, что часть еды идоложертвенное, её есть не следует. Не потому, что твоей душой могут завладеть бесы, а потому что в сознании язычника явно или подспудно живёт мысль о том, что его гостю такое мясо есть нельзя. И от того, как поступит гость, будет зависеть представление хозяина дома о вере во Христа. Если съест, поставит знак равенства между Своим Богом и другими языческими божками. Если откажет, то продемонстрирует твёрдость своих убеждений. По сути, совершит дело любви: не только словом, но и самим своим действием засвидетельствует о вере во Христа.
Каким образом всё сказанное касается нас, современных христиан? Страхи пронизывают всю нашу жизнь. Даже будучи в Церкви, приступая к церковным таинствам и участвуя в богослужении, мы постоянно чего-то боимся. Нередко наша духовная жизнь напоминает движение по минному полю: шаг вправо, шаг влево — конец. Не дай Бог нарушить какое-то религиозное правило. Не потому ли, когда идём на исповедь, выписываем на листок все мыслимые и немыслимые проступки? И те, которые реально совершили, и те, которые могли совершить, но точно не помним, совершили или нет. Вдруг что-то забыл. Вдруг не скажу и будет плохо. Дело здесь отнюдь не в моей горячей вере и благочестии. На самом деле меня мучает страх, что где-то мне этот прокол аукнется. Что-то плохое произойдёт в моей жизни или жизни моих близких. К подлинному благочестию такое поведение не имеет никакого отношения. Ведь в его основе всё тот же страх, от которого страдали коринфские христиане и избавиться от которого призывает апостол Павел, разрешая есть идоложертвенное.
Как же освободиться от этого гнетущего душу чувства? Мы призваны понять простую вещь. Страх появляется из-за того, что мы всё ещё не вполне доверяем Богу. В каких-то делах я всё ещё продолжаю жить по собственной воле. Вот именно с этих территорий страх и начинает расползаться во все уголки моей души. Так нередко бывает в теле: болит сердце, а отдаёт в руку или в спину. Так и страх. Начинается он на поверхности, в быту, где, как мне кажется, Бога и не должно быть, куда доступ Ему запрещён, но, как туман, страх оседает в низинах: заполняет то пространство, которое связано с глубиной моей души, с религиозной жизнью. Поэтому я постоянно ощущаю угрозу, которая словно нависла надо мной в виде карающего Бога. Будто Он только и ждёт, чтобы наказать меня за то, что я оступился. Поэтому апостол и призывает нас думать не столько о том, какие правила я нарушил, сколько о том, чтобы во всех своих делах хранить в чистоте свою совесть перед Богом и людьми. Когда начинается очередной приступ страха, обращаться к Богу со словами: «Господи, помоги мне сейчас исполнить не мою волю, а Твою. Помоги во всех своих делах следовать Твоему Евангелию. Помоги быть честным, милостивым, снисходительным, предусмотрительным к окружающим меня людям. Помоги не навредить, не ввести в соблазн. Дай мне честно исполнять свои простые обязанности и быть во всех своих мыслях, чувствах, словах и поступках Твоим сыном и слугой».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.