
«Своих не бросаю и другие рассказы» - так называется книга о современных чудесах святого праведного Иоанна Кронштадтского. Батюшка Иоанн при жизни был известен своим милосердием и непрестанной заботой о ближних. И сегодня, в веке 21-м, он продолжает чудесным образом помогать людям. О явной и действенной помощи святого в наши дни самые разные люди свидетельствуют на страницах сборника. Эти рассказы собрал Благотворительный фонд «Иоанновская семья» – международное содружество православных приходов храмов и монастырей, а также социальных учреждений, которые названы во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, чудотворца ХХ века.
Первый тираж книги разошёлся буквально за два месяца. Она оказалась интересна самой разнообразной читательской аудитории – и верующим, и сомневающимся. И тем, кто хорошо знает о батюшке Иоанне, и тем, кто впервые познакомился с ним благодаря этой книге. Составители сборника – журналисты Андрей Смирнов, и Владимир Чертинов, режиссёр-документалист Надежда Большакова и писатель Михаил Карчик – поделились на его страницах удивительными случаями из собственной жизни, а также собрали многие другие свидетельства, в том числе – рассказы известных медийных личностей о том, как святой откликался на их молитвы в трудные минуты жизни.
К примеру, болельщики футбольного клуба «Зенит» наверняка радовались, когда три года подряд – в 2019-м, 2020-м и 2021-м команда побеждала в Чемпионате России. Главный тренер «Зенита», Сергей Семак, тогда только пришёл в команду в качестве главного тренера. Прихожанин петербургского Иоанновского монастыря на Карповке – обители, которую основал сам Иоанн Кронштадтский, Семак считает тот триумф милостью батюшки Иоанна.
Журналист Андрей Смирнов поведал на страницах книги «Своих не бросаю… и другие рассказы» вроде бы будничную, но, в то же время, по-настоящему чудесную историю. Однажды ему предстояла поездка из Петербурга в Москву на очень важные переговоры. Опаздывать было нельзя. Однако по дороге на вокзал Андрей попал в пробку. Машины намертво встали и не двигались. Времени до поезда оставалось всего ничего. И тогда Андрей стал молиться святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Наконец, движение возобновилось. Доехав, журналист бегом бросился на вокзал. Однако, взглянув на часы, понял: его «Сапсан» вот уже две минуты как должен был отойти. Сам не зная, зачем, он всё же вбежал на перрон. И увидел, что поезд стоит! По какой-то причине в этот день его немного задержали, хотя расписание у «Сапсанов» обычно очень жёсткое. Андрей успел запрыгнуть в последний вагон, и в ту же минуту состав тронулся.
Чудеса – это вовсе не мистика, а реальность, уверены издатели книги «Своих не бросаю… и другие рассказы». Чудеса окружают нас, и нужно просто впустить их в свою жизнь. Святой праведный чудотворец Иоанн Кронштадтский помог сделать это многим людям.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.
Псалом 60. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 60. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 60. На струнах Псалтири.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема