Гал., 214 зач., VI, 2-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
К сожалению, конфликты с окружающими нас людьми стали неотъемлемой частью нашей жизни. В гуманитарной науке даже возникло такое направление, как конфликтология, которое пытается изучить природу человеческих столкновений друг с другом, а также предложить пути решения проблемы. А какой путь решения конфликтов предлагает христианство? Отрывок из 6-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в православных храмах за богослужением, содержит ответы на этот вопрос. Давайте послушаем.
Глава 6.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
Отвечая на вопрос, как избежать болезненного столкновения со своим ближним или как погасить уже возникший конфликт, апостол Павел отвечает в самом начале прозвучавшего отрывка: «носите бремена друг друга», — призывает он. Как же это можно понимать?
Наверное, в первую очередь, речь идёт о том, что нам не следует ничего ожидать от человека. Как кто-то очень точно заметил, ожидание — это обида в зародыше. Нередко претензии к окружающим у нас возникают именно потому, что в нашем представлении они должны поступать так, как этого хочется нам. А потому, когда ближние внезапно говорят или действуют иначе, мы бываем разочарованы. Порой на нас накатывается волна раздражения и недовольства, мы чувствуем обиду, а подчас злость и ярость. Поэтому здесь всегда уместно вспоминать известную поговорку: «чтобы не разочаровываться, не следует очаровываться». Возможно, смирение и принятие того факта, что наш ближний — это реальный, живой человек, со своими желаниями и представлениями о жизни, а не наше отражение в зеркале, избавит нас от многих горьких разочарований и послужит профилактикой стычки.
Во-вторых, если уж столкновение произошло, следует задуматься над тем, что тот, кто доставил нам неприятности, зачастую не хотел сделать нам плохо. В большинстве случаев он просто хотел сделать хорошо себе. Ведь, как и всякий из нас, он просто привык во всех своих делах думать лишь о своей выгоде. Так работает наша больная самость. Причём зачастую мы этого даже не осознаём. Наш ум привык прикрывать наши корыстные мотивы благими намерениями. Банальный пример: в детстве разбили окно в школе. Камень кидал я, а друг стоял рядом за компанию. Испытывая чувство вины, иду к завучу и рассказываю ему о своём поступке, сообщая заодно, что был не один. Вроде хорошо, что признался, вроде честно. Но вместе с этим вовлёк во все эти разбирательства и товарища. Ему в итоге тоже досталось. Я думал, что так покажу взрослым, что я полностью раскаялся, что я хороший, и не надо меня сильно наказывать. Вот вам и угодничество, и трусость в оболочке честности, от которой пострадал другой человек. И сам я не хотел сделать ему плохо, я хотел выгородить себя. О товарище мой эгоизм просто не подумал.
В-третьих, — нередко мы вступаем в конфликт, потому что не видим своего эгоизма. Мы думаем, что нами руководит чувство справедливости, а мы борцы за правду и права человека. Достаточно просто понаблюдать, какие чувства я испытываю, когда кто-то вперёд меня и вперёд всей очереди пытается пробиться к кассе в супермаркете. Я возмущён. А если наглеца жёстко одёргивают и ставят на место, ко мне возвращается спокойствие, я ощущаю удовлетворение. Что это как не чувство справедливости? Но если постараться быть честным с самим собой и приглядеться к своему внутреннему миру, то станет очевидно, что это просто страх. Страх потерять своё. Страх, что мне сядут на шею. Что я не успею, опоздаю, что я потеряю нечто жизненно важное. Я лишусь комфорта. Это и есть мой эгоизм, который во всём ищет свою выгоду и который будет драться до последнего, если почувствует угрозу со стороны окружающих. Поэтому и говорит апостол: «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя».
Если мы воспитаем в себе навык задумываться об этих трёх вещах: то есть если не будем ожидать от другого что-то сверх меры и понимать, что как мой оппонент, так и я сам просто зацикленные на себе люди, которые боятся потерять своё, тогда постепенно любую конфликтную ситуацию мы научимся видеть со стороны. Постепенно придёт понимание, что мой ближний — не злой человек, не подлец. Ему просто страшно. Страшно за себя. Как и я, он духовно болен. Я смогу увидеть его бремя, так как сам несу такое же. И вот именно такое понимание даёт мне силы при первых признаках надвигающейся бури искренне помолиться Богу, чтобы Он дал нам обоим здравомыслия прекратить цапаться. Чтобы подсказал мне, как я могу поступить по отношению к своему обидчику по-евангельски. Чтобы дал мне силы оказать ему милость, любовь и снисхождение.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о судьбе участника Первой мировой войны, одного из самых спорных военачальников Гражданской войны атамана Бориса Анненкова: каким его видели современники и каким он остался в памяти потомков.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
- «Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
- «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов