
Большая семья сидела за чаепитием в саду. Благоухали цветущие липы. На столе пыхтел большой самовар. Пока взрослые дочери разливали чай, красивая дама средних лет в светлом платье перебирала струны гитары. Из плетёного кресла-качалки на неё с восхищением и любовью смотрел муж. Длинная седая борода добавляла ему возраста, хотя он был совсем ещё не стар. Супруги отмечали серебряную свадьбу. 25 лет они прожили вместе, разделяя на двоих радости и печали. Воспитали детей. В разгар чаепития мужчина вдруг достал из кармана пиджака тетрадь. «Я тут сочинил кое-что для тебя», — обратился он к жене. Супруга отложила гитару, взглянула с любопытством. Мужчина неловко кашлянул и прочёл название: «Хозяйка Медной горы...». Дело было в 1936 году. Именно тогда Павел Петрович Бажов написал свои первые уральские сказы. А вдохновила его на творчество супруга — Валентина Александровна.
«Жене я обязан своей творческой жизнью», — говорил Бажов. В 1939-м вышло первое издание его сборника «Малахитовая шкатулка». Павел Петрович с волнением вручил супруге новенький, пахнущий свежей типографской краской, томик. Женщина бережно открыла его и прочла дарственную надпись на титульном листе: «Неизменному другу и помощнику, милой моей жене, первому читателю, критику и советчику — с уважением, любовью и благодарностью». Именно на этих чувствах крепко стоял счастливый брак Бажовых.
Они встретились в 1907 году. Но тогда даже представить себе не могли, что их жизни окажутся связаны воедино. Павел Петрович был молодым педагогом, преподавателем русского языка в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Семнадцатилетняя Валентина Иваницкая — его ученицей. Валя была настоящей красавицей — высокая, стройная, с тяжёлыми русыми косами. Однако преподаватель словесности, казалось, никак не выделял её среди других воспитанниц. Был, как и с остальными, строг и требователен. Сердечная и душевная привязанность обнаружилась позже. Валя тогда уже окончила училище, но часто приходила навестить подруг, которые занимались классом младше. Тогда-то Павел Петрович и Валентина Александровна впервые посмотрели друг друга новыми глазами. 3 июля 1911 года они обвенчались. «Наша совместная жизнь сложилась на основе глубокой любви, большой дружбы и доверия. Эти чувства прошли через всю нашу жизнь, не угаснув до последних дней», — вспоминала Валентина Бажова. Накануне свадьбы Павел Петрович подарил жене стихотворение, которое сам написал. В нём были такие строки: «Об руку смело пойдём мы вперёд, светлую веру храня...». Именно так, рука об руку, Бажовы прошли по жизни долгие сорок лет.
Им пришлось вынести многое. Революцию. Гибель детей. Войны и голод. Жизнь помотала Бажовых по большой стране. Но всюду и всегда их спасала и возвращала к жизни любовь. В доме никогда не было ссор, недоразумений, тяжелых сцен. В 1921 году Павел Петрович тяжело заболел тифом. Был на грани жизни и смерти. Супругу к нему в госпиталь не пускали. Но каждый день через медсестёр Валянушка — так ласково звал жену Бажов — передавала ему трогательные записки. «Выздоравливай, милый мой, хороший, золотко моё родное!» — писала она мужу.
В голодный 1930 год, когда стало нечем кормить детей, Бажовы решили продать единственную семейную драгоценность — свои обручальные кольца. Расставаться с этим символом любви было нелегко. Но Бажов сказал жене: «Ведь наша с тобою любовь — не в кольцах, а в душах. Значит, вечная».
Писатель Борис Полевой рассказывал, как однажды Павел Петрович, уже глубокий старик, показал ему фотографию, сделанную в день его венчания. «Это мы с Валюней после свадьбы», — сказал с такой любовью и волнением, как будто не много лет назад, а только что вышел из-под венца. А Валентина Александровна Бажова вспоминала, как после венчания муж протянул ей шоколадную конфету. Павел и Валентина разломили её пополам и съели вместе. «С тех пор всё у нас пополам: и горе, и радость», — говорила Валентина Александровна. Она пережила мужа на 21 год. И до самой своей кончины хранила ему верность.
На месте разрушенного в годы революции храма Николая Чудотворца в деревне Кашино в Пермском крае, где когда-то венчались Бажовы, сегодня стоит памятный камень в честь этого события. К нему с цветами приходят молодожёны. Они вспоминают удивительную любовь Валентины Александровны и Павла Петровича Бажовых и мечтают, чтобы из брак был таким же крепким.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 130. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Читая Библию, складывая слова в предложения, а предложения в тексты, современный человек обычно думает, что всё более-менее понимает. Однако внимательный читатель Священного Писания знает, что сколько бы ни было важно понимание отдельных слов, есть вещь не менее важная и она касается самого библейского мировоззрения, которое для многих, даже читающих библейские тексты, остаётся сегодня загадкой. Очень ёмко и вместе с тем глубоко это мировоззрение раскрывается в 130-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 130.
Песнь восхождения. Давида.
1 Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
Многие из тех, кто начинал читать Евангелие от Матфея, не выдерживали перечисления имён, с которого начинается текст и просто откладывали его в сторону. Кто такие Авраам, Исаак и Иаков, человек европейской культуры может быть ещё и помнит, но кто такие Вооз, Салмон, Озия и другие... понять бывает трудно, даже обратившись к библейской энциклопедии. Но эта сложность на самом деле не самая серьёзная, потому что, как во всякой большой истории, в Ветхом Завете огромное число героев и событий, и их взаимосвязи бывает трудно запомнить. С таким подходом можно посчитать сложным мир любого крупного литературного произведения, в котором будут и архаизмы, и несостыковки, и даже, возможно, разные описания одного и того же события, внешне противоречащие друг другу. Однако на самом деле гораздо сложнее для человека всегда было и остаётся соблюдение библейских заповедей, ведь против них бывает настроен не только сомневающийся разум, против них бунтуют чувства, восстаёт тело. Причём, если в древности люди были религиозны и при всех ошибках язычества знали, что над ними есть высшие силы, от которых в итоге зависит их жизнь, сегодня именно об этом люди практически не вспоминают.
130-й псалом, который мы сегодня услышали, начинается с очень важных слов, в которых Давид выражает своё смирение перед Богом. Обращаясь ко Творцу, он говорит, что его сердце не надмевалось, то есть внутренне в глубине души он не кичился, не был высокомерен, не относился ни к кому свысока. Подобным образом он вёл себя и внешне, его взгляд не бывал высокомерен. Самое же главное, что он был смиренным не только перед людьми, но перед Богом. Он выражает это очень интересно, говоря, что не входил в великое и для него не досягаемое. И дело не в познании огромного по размерам космоса или недосягаемых для него глубин морей, но в тайнах Божьего промысла, которые Давид не берётся исследовать. Он прекрасно знает, что он лишь человек, который не сможет всего постичь, и его настрой радикально отличается от того, какой через сотни лет выразит Максим Горький, написав «человек — это звучит гордо».
Собственно, главное отличие мировоззрения Давида, как человека, живущего в завете с Богом, от мировоззрения современных людей, живущих уверенностью в своих силах, заключается именно в этом — псалмопевец чувствует себя перед Богом, как ребёнок на руках у матери, а современный человек чувствует себя взрослым, сильным и самостоятельным, не нуждающимся в подачках. Давид смиряется, тоскует без Бога и уповает на Него. Причём уповает не только сам, но призывает уповать на Господа весь народ. И в этом уповании можно видеть главную особенность ветхозаветной религии, потому что, начиная с исхода из земли Египетской, в жизни еврейского народа всё время присутствовал Творец, на которого иудеи учились полагаться. Благодаря Ему они перешли по морскому дну, как посуху, если манну небесную в пустыне и пили воду! Современный человек уверен, что сам всего достиг и достигнет ещё большего. На самом же деле без Бога все мы достигаем только одного — смерти, в то время как с Ним — жизни вечной.
Псалом 130. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 130. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 130. На струнах Псалтири
1 Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое.
2 Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди.
3 Да уповает Израиль на Господа отныне и вовек.
4 июля. О милости и милосердии

В 12-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных».
О милости и милосердии — священник Николай Конюхов
К сожалению, в нашей падшей природе иногда проще отделаться от Бога и от своих духовных обязанностей просто формальным исполнением жертвоприношения: принести в храм что-нибудь, поставить свечку, написать записку, ну или как-то ещёпроявить своё такое внешнее христианское благочестие.
Но Господь просит от нас быть милостивыми. «Милости хочу, а не жертвы», — так Он взывает к нам. «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерден есть».
И если ты пришёл в храм и прочитал три канона, и даже исповедовался и причастился, но, выйдя из храма, не смог потерпеть и как-то понести обиды своих ближних, если ты сам начал обижаться и в этой обиде наговорил грубости своим близким, то ты как раз не проявил ту самую милость, то самое милосердие, о котором просил тебя Христос.
Все выпуски программы Актуальная тема