
Преподобный Макарий Оптинский
20 ноября 1788 года в семье мелкого дворянина, коллежского асессора Николая Михайловича Иванова и его супруги Елизаветы Алексеевны родился сын. Вместе с господами появлению первенца радовалась вся деревня — Ивановы жили в своём небольшом имении Железняки на орловщине. С крыльца их дома открывался чудный вид на зелёную долину, по которой петляла быстрая речка. Чуть дальше, на холме, высился Лаврентьев монастырь, и звон его колоколов долетал до деревни. Среди этой умиротворяющей красоты появился на свет будущий монах и духовный наставник множества людей — старец Макарий Оптинский, которого Церковь прославила в чине преподобного.
В крещении мальчика нарекли Михаилом — в честь святого благоверного князя Михаила Тверского. Одним из первых и самых ярких воспоминаний детства будущий старец называл случай, который произошёл с ним в том самом Лаврентьевом монастыре. Николай Михайлович и Елизавета Алексеевна часто посещали обитель, и как только сын подрос, стали брать его с собой. Семья Ивановых была очень дружна с настоятелем монастыря, архимандритом Феофаном. Он был крёстным отцом Михаила, и мальчик очень его любил. Однажды, во время Литургии, Миша тихонько стоял рядом с родителями. Вдруг малыш увидел в алтаре своего крёстного. И так обрадовался, что стремительно вбежал к нему через открытые Царские врата. Отец и мать журили проказника, а отец Феофан напомнил им поверье, согласно которому ребёнок, прошедший в алтарь Царскими вратами, станет священником или монахом.
Предчувствие, что её сыну уготован особенный путь, Елизавета Алексеевна испытывала с самого рождения Михаила. «Сердце мое чувствует, что из этого ребенка выйдет что-нибудь необыкновенное», — часто говорила она мужу. Вслед за Мишей у Ивановых родились ещё четверо детей — сыновья Алексей, Пётр, Павел и дочь Варвара. Но старший выделялся среди всех своей кротостью и тихим нравом. Миша не отходил от любимой матери. Вместе они клеили из картона домики, вырезали из бумаги разные фигурки. Миша любил, когда Елизавета Алексеевна читала ему вслух. Особенно нравились мальчику рассказы о святых и угодниках Божьих. Когда Михаилу исполнилось пять лет, Ивановы перебралась в Москву. Переезд был вынужденным: Елизавета Алексеевна серьёзно заболела, ей требовалось постоянное наблюдение опытных врачей. Кончина матери спустя три года, в 1797-м, изменила привычный семейный уклад. Отец не захотел возвращаться в Железняки, где всё напоминало ему о прежней жизни с любимой супругой. Вместе с детьми Николай Михайлович поселился в Щепятино — другом своём орловском имении. Спустя 9 лет ушёл из жизни и он. После смерти отца братьям пришлось думать, кто станет распоряжаться хозяйством. Жили они между собой очень дружно, поэтому споров и обид не было: единодушно решили избрать главой семьи старшего, Михаила. Было ему тогда 17 лет. Молодой хозяин быстро прославился на всю округу своей добротой и безотказностью. Соседи постоянно обращались к нему то за одним, то за другим. Его сестра вспоминала: «Мы, бывало, говорим: что ты, Миша? Самим надобно будет. А он отвечал: Бог пошлет. Как же я скажу, что нет, когда я имею?»
Осенью 1810 года Михаил отправился на богомолье в Площанскую Богородицкую пустынь в 40 километрах от Щепятина. А вскоре домашние получили от него письмо, в котором он сообщал, что остаётся в монастыре, а имение предоставляет братьям, ничего себе не желая. Михаил принял монашеский постриг с именем Макарий. В 1834 году из Площанской пустыни он перейдёт в Оптину, где вскоре станет духовником братии и наставником прихожан. Среди тех, кто обращался за духовным советом к старцу Макарию Оптинскому, был писатель Николай Васильевич Гоголь. В назидание приходящим старец часто повторял Божью заповедь о любви к родителям: «Чти отца и матерь твою!»
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки