
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 176 зач., IV, 6-15.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
С чего начинается духовная жизнь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Представьте себе ситуацию. Я прихожу домой после тяжёлого рабочего дня. Когда же это закончится, — думаю я. Эти отчёты, эти проверки, эти требования и придирки начальства, это недовольство подчинённых, эта нехватка денег, этот кредит на машину. Я заваливаюсь на диван, включаю телевизор, чтобы хоть как-то отвлечься от раздражения и недовольства. Тут заходит моя жена. Она весь день дома с детьми. Она тоже раздражена и недовольна. Младший заболел, средний принёс из школы двойку, старший подрался, кот сорвал карниз со шторами и подрал обои, потёк кран, она в очередной раз поссорилась со свекровью, которая обвиняет её в том, что она не так воспитывает детей. В её голове всего лишь одна мысль: когда же всё это закончится. И вот вместо того, чтобы нежно меня обнять и поцеловать, позвать за стол ужинать, угрюмо бросает всего лишь одну фразу: «вместо того, чтобы сидеть и ничего не делать, шёл бы и кран починил. Совсем мужика дома нет».
Что будет дальше, представить несложно. Даже при самом мягком раскладе конфликт неизбежен. Ведь у каждого из нас есть ощущение своей правды и своей правоты. Это ощущение исходит из нашей больной самости. Она убеждает меня, что я несчастлив лишь по той причине, что самые близкие люди ведут себя со мной неподобающе. Она заставляет меня жалеть себя, она предъявляет к другому претензии, она обижается, если ближний не оправдывает моих ожиданий и не понимает меня. Если я слушаюсь её, свою самость, то вся моя жизнь — это постоянный бег по кругу: у меня есть ожидания, окружающие их не оправдывают, я обижаюсь, обижаю сам, мне возвращают той же монетой. И так без конца. Вот эта зацикленность на себе, в результате которой в центре моей жизни стоят мои хотелки и мои амбиции, отделяет меня от других людей и от Бога. А потому это корень моей смертности. Это причина, почему мне бывает плохо, пусто, одиноко и тоскливо. Я всегда иду на поводу у своей эгоистичной правды об окружающей действительности.
А вот теперь представьте, что вместо того, чтобы ожидать понимания со стороны жены, вместо того чтобы резко ответить на её ворчание, я посмотрел в себя и увидел, как во мне извивается этот паразит эгоизма. Я помолился Богу, попросил Его помощи, сделал над собой усилие, подошёл, обнял жену, поцеловал её и совершил немыслимый для меня поступок: достал ящик с инструментами и пошёл чинить кран. Наплевав на свою усталость, на свою правоту, на свои ожидания, на свои справедливые требования о том, чтобы жена была более внимательной ко мне, ведь я кормилец и от моей работы зависит благосостояние семьи. Представьте, что потом, починив кран, я начну поступать подобным образом и в других ситуациях. Мой эгоизм сразу станет вопить: «Ты с ума сошёл! На тебе начнут ездить. Тобой начнут пользоваться. Ты превратишься в терпилу, в тряпку, в жертву. Подумай о людях: ты же оказываешь им медвежью услугу!»
Сегодня апостол Павел даёт понять, что это всего лишь предсмертная агония моей самости. Не стоит обращать на эти истерики внимания. Это скулёж ветхого человека, который привык во всём искать свою выгоду. Он чует, что мы предаём его на смерть. Ведь если я совершаю эти новые действия ради Христа, с целью во всём исполнять Его волю, которая заключается в том, чтобы я во всех своих делах жил по Евангельским заповедям, то во мне происходят удивительные трансформации. Старое умирает. Появляется новое. Мой ум, изъеденный паразитом самомнения и гордости, обретает ясность. Моя душа, раскисшая от саможалости и бесконечных претензий, становится мужественной и стойкой в самых сложных жизненных ситуациях. Даже моё тело, которое больше похоже на глиняный сосуд, преображается: глаза начинают гореть, лицо сиять, во всём чувствуется сила и уверенность. В самих глубинах моего существа открывается новая реальность, бесценное сокровище, которое есть полнота жизни в Боге, Пасха Христова, Царство Небесное.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 апреля. О Схиархимандрите Илие (Ноздрине)

Сегодня 23 апреля. 40 дней со дня кончины Схиархимандрита Илия (Ноздрина), духовника Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла и духовника Свято-Введенской Оптиной пустыни.
О нём рассказывает игумен Лука (Степанов).
В Бозе почившей батюшка Илий более десятка лет подвязался на Святой горе Афон, и я с ним виделся на самой горе в Пантелеимоновом монастыре и на Афонском подворье, где сам проходил послушание и принимал монашеский постриг. Нас, послушников, по виду Афонских, поскольку мы на подворье Афонском в Москве трудились, он особенно нежно привечал, особенно приветствовал, видя в нас надежду укрепления и развития Пантелеимонова монастыря, поскольку сам оказался там в очень тяжелые годы, полные разрухи, и несколько позже приехал, чем дружественный ему отец, настоятель, священный игумен Эремия. Тот его как-то встретил в Троице-Сергиевой лавре и сказал: «пойдем, пойдем на Афон, пойдем». И несколько позже батюшка оказался там, это все-таки было очень непросто в эти советские годы, выехать из Союза, оказавшись на территории Греции и там уже поддерживать жизнь нашего русского монастыря. В своих советах по возрождению наших российских монастырей, которые мне пришлось слышать, он был очень решителен, требовал скорейшего освобождения монастырей от всяких элементов той самой советской действительности, музеев, которые там присутствовали, изображений, искренне видя в сохранении этих изображений и названий, самих наименований. Вот это тягостная ига вражия, которая так долго тиранила отечество наше. Когда встретились мы на Святой горе Афон, то он поражал уже на девятом десятке своей бодростью вместе со всей братией, самим игуменом, не пропуская ни одного богослужения, да упокоит Господь со святыми во Царстве Своем новопреставленного старца.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. Об апостоле Петре

В 1-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Петре: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень».
О значении этих слов Христа — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь говорится о той ревности, которую имел апостол Пётр, безусловно. И в том числе эта ревность его явилась утверждением даже для апостолов, как сам Господь сказал: «что ты, обратившись некогда, утвердишь братью твою». И, безусловно, для верующих, в силу того, что апостол был первоверховным, апостол Пётр, он явился для многих тоже камнем веры, хотя, безусловно, краеугольный камень – это Христос – камень веры. Но просто апостол Пётр за свою твёрдость и ревность в вере, и утверждение очень многих в вере, наименовался Христом – камнем. Поэтому это особенность именно характера апостола Петра, его вера и его служение, форма его служения, об этом пророчество Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
23 апреля. О творчестве писателя Николая Помяловского

Сегодня 23 апреля. В этот день в 1835 году родился русский писатель Николай Помяловский.
О значении его творчества в наши дни — протоиерей Артемий Владимиров.
Бытописатель Бурсатских нравов, «Очерки Бурсы», главное произведение Николая Герасимовича, прошедшего нехитрое образование псевдоцерковного характера. И, может быть, главный вывод, который мы делаем знакомясь с его произведением, как страшно держаться внешней буквы, не вникая в содержание. Некогда причиной трагедии русского раскола было обрядоверие. И впоследствии, кажущейся, всеобщее приобщение к православной культуре, внешняя воцерковленность могла скрывать за собою пустоту души, чуждую горения веры, надежды и любви. Не будем сегодня упрекать Николая Герасимовича в либерализме, но будем благодарны ему за то, что он указал на эту страшную болезнь, обличаемую еще Спасителем в лице фарисеев и книжников, по сердцу людей гордых, фанатичных и глубоко невежественных, забывших суд милости, веру, ради исполнения мелочных обрядовых предписаний. Вот почему в 21 столетии мы не должны делать той ошибки, которую сделало поколение Чернышевского, Белинского, Помяловского. Нужно искать глубины веры.
Все выпуски программы Актуальная тема