1 Тим., 282 зач., II, 1-7.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человеку свойственно разделять окружающих на своих и чужих. К первым он относится хорошо, ко вторым нейтрально, а иногда с опаской или даже враждебностью. Такое восприятие других может показаться чем-то совершенно естественным, но могут ли христиане руководствоваться им в жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Тимофею. Он звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
1 Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков,
2 за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте,
3 ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу,
4 Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
5 Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус,
6 предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство,
7 для которого я поставлен проповедником и Апостолом, истину говорю во Христе, не лгу, учителем язычников в вере и истине.
Особенностью современных наук о человеке, что биологии, что психологии, в том, что они воспринимают наличное состояние человека, со всеми его плюсами и минусами, как норму. Злится человек — говорят — естественная агрессия, которую нельзя держать в себе. Проявляет заботу и участие, — говорят — действие гормона окситоцина, который располагает к доверию, хотя и действует только внутри своей группы. В христианстве тоже довольно много говорится о человеке, но с одним существенным отличием. Всё, что в нём связано со злобой и агрессией, воспринимается как искажение, появившееся в его жизни в результате первородного греха. В человеке возобладали животные инстинкты, которые должны были подчиняться духовному началу.
Собственно, основное содержание пути, который христианин призван проделать на пути к Богу, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть разделённость, господствующую в мире. Неслучайно апостол прежде всего просит «совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков...». Причём он использует целый спектр понятий, которые означают разные оттенки молитвенных обращений от просительных до благодарственных. И призывает обращаться к Богу с самыми разными молитвами за всех людей.
Конечно, на первый взгляд исполнение такой просьбы кажется чем-то невероятным. Ладно ещё молиться за родных, благодарить за помощников и благодетелей, но за всех людей? Например, за тех, с кем совершенно не согласен и идёшь к разным целям? За обидчиков и врагов? Как это возможно? Может быть, апостол Павел не то имел в виду?
Но апостол как раз прекрасно понимал, что имел в виду, ведь в его время на христиан уже местами были гонения, да и сам он со временем был казнён за веру. И всё же он просит это делать, потому что для него быть христианином — это не столько реагировать на чужую деятельность, сколько выражать свою собственную позицию.
Почему мы обычно не молимся за других людей? Потому что они нам чужие. Это обстоятельство внешнее по отношению к нам, от нас оно не зависит. Но от нас зависит, как мы будем относиться к людям, несмотря на то что они чужие. И вот здесь апостол предлагает путь, наиболее доступный для каждого, — молитва. Человеку легко любить себя, сложно своего и практически невозможно чужого. И первое на пути любви — пожелать им помощи Божией и спасения. Перестать делить их на своих и чужих и захотеть, чтобы мир преобразился, чтобы все люди покаялись и вернулись к Богу. И если желать добра врагу трудно, то покаяния и исправления — необходимо. Очевидно, что подобная жизнь потребует от нас определённого напряжения, но в этом напряжении мы будем созвучны самому Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
Ради этой цели, по слову апостола, Христос пошёл на смерть и предал Себя за каждого из нас. И хотя мы не можем повторить Его подвига, нам стоит попытаться последовать Ему хотя бы в самом желании и высказывать это желание Богу, что и будет нашей лучшей молитвой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых
«Поэт Николай Старшинов». Сергей Арутюнов
В гостях у Дмитрия Володихина был доцент Литературного института имени Горького Сергей Арутюнов.
Разговор шел о поэте-фронтовика Николае Старшинове, о его удивительной судьбе, об участии в Великой Отечественной войне и о том, как в советские годы он сохранил веру в Бога.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов