Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Когда человек ломает руку или ногу, ему накладывают гипс или используют иное приспособление, чтобы зафиксировать кость в правильном положении, для того чтобы она срослась. Но что делать, когда ломается человеческая воля? На этот вопрос апостол Павел отвечает в отрывке из 3-й и 4-й глав послания к Галатам, который звучит сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Русское просторечное слово «жлоб», означающее грубого и невоспитанного человека, этимологически происходит от слова «жёлоб», то есть углубление в дереве, которое использовалось как кормушка для скота или как ясли. Первоначально употребление этого слова по отношению к человеку означало, что он ведёт себя, как маленький и невоспитанный ребёнок, не умеющий себя контролировать. В обществе такой человек всегда выделялся, ведь большинство людей всегда старалось жить по общим правилам. В нас возникают разные желания, но мы приучаемся их контролировать. Если же маленький ребёнок криком выражает желание есть, то мы не осуждаем его, потому что он ещё не умеет себя контролировать и выражать желания иным образом. Когда же ребёнок взрослеет, его учат терпению и самоконтролю. Впрочем, человека не учат всё время, он осваивает определённую культуру поведения и дальше просто живёт.
В религиозном смысле воспитание тоже чрезвычайно важно. Уже Адам и Ева получили от Бога в раю первые заповеди, из которых было понятно, как можно себя вести, а как нельзя. Пойдя на поводу у своих желаний, первые люди пали. Опыт своеволия и нарушения воли Божией привёл к тому, что самоконтроль для них оказался практически невозможен. И хотя Каина Бог ещё призывает господствовать над грехом, тот идёт на поводу у своей злобы. Можно сказать, что в грехопадении воля человека сломалась, и он отказался от Божественного воспитания. При этом взбунтовался он не только против Бога, но и против самого себя, ведь был сотворён Богом и жить по Его воле было для него так же естественно, как дышать кислородом. Впрочем, Бог не отвернулся от своего творения.
Как в Древней Греции педагог, то есть дословно «детоводитель», был тем, кто вёл ребенка в школу на встречу с учителем, тем, кто преподавал знания, так Ветхозаветный закон должен был привести человечество ко встрече со Христом, к обновлённым и преображённым отношениям с Богом. При этом, как бывает и с обычным ребенком, далёких перспектив, связанных с опытом новой жизни, людям было мало, им были нужны понятные и ощутимые плюсы уже здесь и сейчас. Поэтому, проявляя верность закону, они ждали от Бога защиты от врагов, нормального урожая и всего того, что можно было бы сравнить с наградой ребёнку за хорошее поведение.
Однако любой хороший воспитатель понимает, что в жизни ребёнка должен наступить момент, когда он осознает сам смысл воспитания и будет вести себя правильно не за награду, но просто потому, что осознал себя взрослым, не только свободным, но и ответственным членом общества. Для педагога этот момент очень важен. Собственно, именно это и открыл людям Бог, призывая их к Новому Завету: «В вас произошла поломка и был наложен гипс в виде Моисеева Закона, но теперь, пройдя воспитание и научившись жить по заповедям, вы через Христа можете стать взрослыми и сознательными детьми Божиими».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Почему мы друг друга не понимаем
Побуду капитаном Очевидность и скажу, что несмотря на такой мощный инструмент общения, как язык, люди не всегда понимают друг друга. Более того — зачастую мы толкуем слова собеседника по-своему, бывает, что и в противоположную сторону. Так проявляется один из инструментов понимания — интерпретация.
С одной стороны, она может мешать общению, поскольку наше восприятие речи другого человека субъективно и зависит не только от интеллекта, но и от фантазии, эмпатии, настроения и так далее.
С другой стороны, этот навык часто помогает увидеть смыслы, которые не высказываются собеседником напрямую. Чтобы научиться правильно интерпретировать, а значит, лучше понимать друг друга, предлагаю освободиться от клише. Мы привыкли типизировать внешние проявления чувств и мыслей: нежность выглядит так, а задумчивость этак. На самом деле, это всего лишь наша так называемая таблица эмоций. Человек может просто волноваться, а внешне мы считываем раздражение. Собеседник задумался и молчит, а нам кажется, он скучает. Лучше не разгадывать, что подразумевал собеседник, а узнать это у него самого. Вам поможет простой вопрос: «Поясни, пожалуйста, я не совсем понял смысл».
Особенно важно правильно толковать слова собеседника в письменном общении. Зачастую мы готовы принять просьбу или предложение за приказ, легкую иронию — за обидный сарказм. Даже молчание собеседника в переписке можем принять за высокомерие. Именно поэтому в онлайн общении огромную роль играют смайлики — они помогают визуализировать послание, уточнить его смысл.
Так, например, фраза: «Ты опять проспал?» может выглядеть как претензия, а если поставить смайлик с улыбкой — это будет невинным вопросом.
Напоследок хочу привести слова одного священника: «Если не знаете точно, как интерпретировать — всегда додумывайте в лучшую сторону».
Я пробовала — это прекрасно способствует взаимопонимание.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
- Почему мы друг друга не понимаем
- «Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
- Авторские неологизмы и как они влияют на язык
Все выпуски программы: Сила слова
«Намедни, зело и оный». Почему мы сегодня употребляем устаревшие слова
Мы привыкли, что использование устаревшей лексики — историзмов и архаизмов — удел писателей и этнографов. Однако это не так.
Я знаю нескольких людей, которые любят использовать устаревшие слова: «Проходите в горницу», «Попробуй квас — Зело вкусен!» Делается это, конечно, в шутку. Употребление такой лексики придает особую выразительность разговору, некую шутливость — и в то же время сохраняет преемственность поколений. Приятно прикоснуться к истории своего народа и языка.
Но возвращение устаревших слов, или деархаизация, происходит и в общественном поле. Вспомним, как в 90-е годы XX века вернулись такие слова, как Дума, Лицей, Губернатор, Кадет. В речевой обиход снова попали слова Господин, Сударыня.
Иногда современные поэты используют устаревшие слова, чтобы придать речи высокий стиль: «Сколь достойны хвалы и любви, март, простые деянья твои. Но мертвы моих слов соловьи, и теперь их сады — словари. — О, воспой, — умоляют уста снегопада, обрыва, куста...» — это строки поэтессы Беллы Ахмадулиной.
И конечно, важно сказать о лексике Библейских и богослужебных текстов. Даже в некоторых современных переводах на русский язык сохраняются архаизмы, например, «вечеря», «грядущий», «отче». Эти слова несут дополнительные смыслы, которые необходимы современному человеку. Они придают особую торжественность возвышенному общению с Богом.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
22 ноября. Об истории Иконы Божией Матери «Скоропослушница»
Сегодня 22 ноября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Скоропослушница».
О её истории, — протоиерей Владимир Быстрый.