Деян., 33 зач., XIII, 25-32.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. У каждого в прошлом есть поступки, о которых он сожалеет и хотел бы сделать так, чтобы их не было. Человек совестится, укоряет сам себя, а Бог обращается к нему с благой вестью, которая очень ярко выражена в отрывке из 13-й главы книги Деяний апостольских, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 13.
25 При окончании же поприща своего, Иоанн говорил: за кого почитаете вы меня? я не тот; но вот, идет за мною, у Которого я недостоин развязать обувь на ногах.
26 Мужи братия, дети рода Авраамова, и боящиеся Бога между вами! вам послано слово спасения сего.
27 Ибо жители Иерусалима и начальники их, не узнав Его и осудив, исполнили слова пророческие, читаемые каждую субботу,
28 и, не найдя в Нем никакой вины, достойной смерти, просили Пилата убить Его.
29 Когда же исполнили всё написанное о Нем, то, сняв с древа, положили Его во гроб.
30 Но Бог воскресил Его из мертвых.
31 Он в продолжение многих дней являлся тем, которые вышли с Ним из Галилеи в Иерусалим и которые ныне суть свидетели Его перед народом.
32 И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса,
Человек во все времена воспринимал смерть как нечто печальное и недолжное. Судя по всему, уже Адам и Ева, не говоря об их потомках, ждали, что Бог пошлёт на землю того, кто лишит смерть её жала и победит ту, которая считается непобедимой. Какие-то религии в итоге объяснили и описали смерть, включив её в своё мировоззрение, в то время как религия Ветхого Завета хранила по поводу смерти практически полное молчание. Возможно, всё это так потому, что среди потомков Авраама, Исаака и Иакова сохранялось ожидание Божественного вмешательства и победы... В свою очередь это ожидание приводило к тому, что в истории богоизбранного народа время от времени появлялся человек, которого народ воспринимал как того, кто послан от Бога.
Одним из таких людей был святой пророк Иоанн Креститель. Впрочем, сам себя он воспринимал не как Мессию, но как Его предтечу. Суть его призыва была в том, чтобы люди покаялись и приготовились к обновлению завета, потому что Тот, Кого все ожидают, уже близко. Вся жизнь Иоанна была примером того, как человек может быть сосредоточен на Христе, Которого он ожидал и к которому направил своих учеников.
Апостол Павел, а именно его речь перед посетителями синагоги в Антиохии Писидийской мы слышим в качестве сегодняшнего отрывка, неслучайно цитирует предсмертные слова Иоанна Предтечи, ведь у многих иудеев Креститель пользовался большим авторитетом. Павел хочет подчеркнуть, что не только по его мнению, но и по мнению всеми почитаемого в качестве пророка Иоанна, Мессия пришёл. Однако напоминание это первоначально не выглядит как ободряющее. Павел не просто говорит: «братья вы перепутали, Мессия не Иоанн, а Иисус». Он говорит, что Тот, кого все они ждали, не только пришёл, но был убит их же старейшинами.
Можно себе представить, какие чувства эти слова зародили в сердцах слушателей, ведь они разделяли со всем народом эти общие ожидания. Но Павел пришёл не для того, чтобы их расстроить. Он пришёл благовествовать. Поэтому сразу после рассказа о смерти Христа он добавляет весть о том, что Бог его воскресил.
Собственно, в этом и есть суть благой вести. Люди поступили очень плохо, но Бог исправляет их поступок и даёт каждому шанс на исправление. Конечно, не каждое плохое дело, которое мы совершаем, Бог исправляет так, как Он исправил убийство Иисуса Христа. Но сам факт воскресения важен потому, что открывает для людей дорогу к новой жизни. Человек, который совершил грех, ощущает его в себе как вечную и неизбывную проблему, ведь нельзя сделать совершённое несовершённым... Это так, время невозможно повернуть вспять. Однако благая весть в том, что Бог может исцелить нашу душу, если мы действительно покаемся. И как две тысячи лет назад воскрес Христос, от греха может воскреснуть каждый из нас.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.
23 ноября. О Божьем Суде
В 5-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
О Божьем Суде, — священник Алексий Тимаков.