1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Многие жители Средиземноморья в наши дни зарабатывают себе на жизнь торговлей. Во времена Римской империи эта практика была еще более распространенной. Особое значение в этом смысле имелось у города Коринфа — крупнейшего торгового полиса Южной Греции. Здесь, несмотря на многочисленные трудности, стараниями апостола Павла однажды появилась крупная христианская община. Местным христианам с большим трудом удалось перестроить обыденную жизнь в соответствии с заповедями Евангелия. О том, как происходил этот непростой процесс, рассказывает нам отрывок из 4-ой главы первого послания апостола Павла к коринфянам. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Античный Коринф находился на узком перешейке между Эгейским и Ионическим морями. Предприимчивые коринфяне соорудили специальный каменный волок, который позволял перетаскивать корабли и тем самым значительно сокращать время доставки грузов. Впоследствии в дополнение к волоку был прорыт канал. За пользование и каналом, и волоком коринфяне, естественно, взимали плату. Притом не малую. Коринф выгодно использовал свое географическое положение, а потому от года к году богател.
В античном мире даже появилась поговорка — «Не всякому ехать в Коринф», которая означала следующее — позволить себе жить в Коринфе мог не каждый. Уровень жизни и цен здесь был крайне высок. Об этом свидетельствовало еще одно знаковое выражение — «коринфизировать», которое обозначало желание жить в наслаждении и роскоши. Тем не менее, именно Коринф образовал внутри себя большую христианскую общину. Ее основателем стал апостол Павел, прибывший в Коринф в 52 году по Рождестве Христовом.
Павлу было прекрасно известно о репутации города, и он не слишком надеялся на то, что его проповедь здесь будет услышана. Тем более, что до того апостола постигла неудача в Афинах — городе значительно более нравственно благополучном, чем Коринф. Но по особому промыслу Божию коринфяне с большим воодушевлением приняли апостола Павла — многие из них с радостью крестились. Впоследствии Павел усердно поддерживал христианскую общину Коринфа и направлял ей послания.
Христиане Коринфа по преимуществу занимались торговлей. Как и многие работники этой сферы они привыкли конкурировать, работать в обстановке соперничества с иными людьми. Кроме того, существенное влияние на коринфян начиная с четвертого века до Рождества Христова оказывали киники — древнегреческие философы, ведшие себя подчас вызывающе и не желавшие мириться с недостатками окружающих. Во время пребывания апостола Павла в городе местные христиане сдерживали присущие им черты характера. Однако после отбытия апостола они пришли в состояние расслабленности и позволили негативным эмоциям проявить себя.
Коринфяне стали снова спорить, ссориться, конкурировать. Апостол Павел не имел возможности вернуться в город, поэтому направил коринфским христианам послание. В нем он, в частности, призывает своих читателей оставить привычку судить людей. Павел прямо говорит о том, что судить другого — дело неблагодарное и бесполезное. Человек не способен объективно оценивать даже себя. Это и имеет в виду Павел, когда пишет, что ему не важно, как думают о нем коринфяне, как думают о нем иные люди. Главным для апостола является то, что о нем считает Бог. Только Господь способен объективно оценить человека, стать судьей его жизни. Для апостола Павла, Бог — благостный судья. Говоря о Втором пришествии Христа и Страшном суде, который за ним последует, Павел подчеркивает, что, с одной стороны, Господь даст оценку всякой жизни, но все добрые поступки людей, непременно, получат похвалу от Бога. Поэтому и коринфян Павел призывает подражать Богу и ценить в других доброе.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (27.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 264 зач., II, 1-8
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Глаза боятся — руки делают», — гласит народная мудрость. Действительно, мы иногда впадаем в прострацию, видя, какие труды нам предстоят. Но при должном отношении (в особенности с Божьей помощью) всё является преодолимым и возможным. В этом неоднократно убеждался апостол Павел. О своём опыте он, в частности, упоминает в отрывке из 2-й главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Вы сами знаете, братия, о нашем входе к вам, что он был не бездейственный;
2 но, прежде пострадав и быв поруганы в Филиппах, как вы знаете, мы дерзнули в Боге нашем проповедать вам благовестие Божие с великим подвигом.
3 Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства;
4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши.
5 Ибо никогда не было у нас перед вами ни слов ласкательства, как вы знаете, ни видов корысти: Бог свидетель!
6 Не ищем славы человеческой ни от вас, ни от других:
7 мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими.
8 Так мы, из усердия к вам, восхотели передать вам не только благовестие Божие, но и души наши, потому что вы стали нам любезны.
В древнем городе Фессалоники апостол Павел оказался после не слишком успешной, на первый взгляд, проповеди в ещё одном греческом полисе — Филиппах. Сложно сказать, какие эмоции испытывал святой. Ведь в Филиппы он был призван через самое настоящее мистическое явление. Некий муж, одетый и говорящий как житель древней Македонии, обратился к Павлу с призывом прийти и проповедовать в этой земле. И конкретно — в Филиппах, первом поселении Европы, где прозвучал голос апостола.
Павел, можно предположить, надеялся, что миссия его на европейском континенте начнётся беспрепятственно. Ведь святой, что называется, получил свыше особое приглашение. Но не одно доброе дело без искушений не обходится. Ведь благодать Божия не упраздняет свободы человеческой воли, даже проявляющей себя в негативном ключе. Вот и Павел столкнулся с греховным противодействием в Филиппах, откуда оказался изгнан врагами Церкви. В Фессалониках, таким образом, апостол вместе с учениками оказался вынужденно и не слишком надолго. Тут тоже довольно скоро обнаружила себя партия противников христианской проповеди.
Но вот интересный факт. Что в Филиппах, что в Фессалониках, в конце концов, несмотря на всё сопротивление, правда всё же восторжествовала. В обоих городах появились христианские общины, со временем превратившиеся в крупные поместные церкви. И Павел впоследствии с искренней теплотой отзывался о христианах Филипп и Фессалоник, ставя их в пример иным последователям Спасителя.
Что же особенно радовало апостола? Прежде всего, искренность его первых европейских учеников, отсутствие у них какой-либо религиозной меркантильности. Филиппийские и фессалоникийские христиане никогда не кичились, не хвалились духовными дарованиями. Они терпеливо и кротко созидали христианские сообщества в своих городах, с милосердием откликаясь на нужды и единоверцев, и язычников.
Опыт апостола Павла способен принести несомненную пользу и нам. Прежде всего, он напоминает о недопустимости отчаяния. Святой встречал на пути своего служения множество препятствий, терпел неудачи, но продолжал искренне служить Богу. И, в конце концов, ещё при жизни увидел добрые плоды потраченных усилий. Так же призваны действовать и мы с вами. Нам ведь иногда кажется, что жить по заповедям Божиим сложно и в практическом отношении невыгодно. Ведь, на первый взгляд, лучше и сытнее живут те, кто готов принести в жертву собственную совесть ради достижения материального достатка. Но это всего лишь иллюзия. Богатство, нажитое неправедным путём, даже если не испаряется со временем, счастья своему обладателю не приносит.
Во-вторых, упомянутое время всё расставляет на свои места. И тот, кто старался жить в соответствии с заповедями Божиими, храня в чистоте совесть и проявляя милосердие к людям, познАет истинное счастье. Как познали его апостол Павел и иные подвижники Христовы. Ведь только Бог способен подарить человеку настоящую и неизбывную радость. Но она приходит лишь к тому, кто готов терпеливо трудиться, исполняя служение проводника благодати Святого Духа в этом мире.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Лев Толстой и святитель Лука (Войно-Ясенецкий)». Екатерина Каликинская
У нас в студии была директор музея святителя Луки Крымского в Феодоровском монастыре Переславля Залесского Екатерина Каликинская.
Разговор шел о влиянии Льва Николаевича Толстого на будущего святителя Луку (Войно-Ясенецкого), в частности, на решение посвятить жизнь служению людям.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер