
В духовном поле православной лирики, я всегда, друзья, как-то выделял для себя те стихотворения, в которых повествуется о пребывании мирянина во храме.
Почему так — не знаю; может оттого, что для человека, одаряемого вспышками вдохновения, именно посещение церкви оказывается благодатным поводом к особому, исповедальному, разговору о драгоценных чувствах, переживаемых в Божьем доме. Теперь о нашем сегодняшнем пиите.
...Мой далёкий тёзка, потомственный дворянин Костромской губернии, Павел Потехин отошёл к Господу в 1910-м, на 59-м году жизни. В тот день добрейший Павел Борисович решил окунуться в Волгу, и у него остановилось сердце.
Поэтом он себя называть не решался, и я думаю, что это верная самооценка; его сподручней причислять к стихослагателям, стихотворным литераторам.
Если говорить об иных его трудах, то скажу, что многолетний служитель Министерства народного просвещения, Потехин открыл в родовом селе Ильинском церковно-приходскую школу, которую опекал до конца жизни. И стихи он писал тоже — до конца, отсылая их изредка в любимый журнал «Русский паломник».
Давно уж колокол церковный
Сзывает прихожан во храм,
Где людям мир святой, духовный
Преподаёт Спаситель сам...
Давно, давно звонят к обедне,
А я всё медлю и ленюсь:
Как рыба трепетная в бредне,
Я суетой мирской томлюсь...
Так часто счастия святого
Лишаюсь добровольно я
И по внушенью духа злого
Готовлю к гибели себя...
Что может быть отрадней в мире
Церковных гимнов и молитв?
Какой сравняться с ними лире
Среди житейских бурь и битв?..
Я чувствую восторг блаженный,
Когда всем сердцем я пою,
Но мир вкушаю я священный,
Когда во храме я стою.
Павел Потехин, «Перед обедней», 1896 год
После смерти Павла Потехина его друзья сложили в память о нём хорошую книгу, куда вошли почти все молитвенные стихотворения, созданные этим костромским дворянином за последние двадцать лет уходящего в историю XIX века. Добавлю ещё, что когда Павла Борисовича хоронили, то все окрестные крестьяне собрались на отпевание: они всегда называли его добрым барином и благодетелем. Я завершу нашу программу его большим стихотворением «Чудные мгновения». Оно — о том, с чего я и начал: о нашем пребывании в храме.
Господь нередко посылает
Мне в храме чудные мгновенья:
Душа невольно источает
Святые слёзы умиленья.
Глубоко в сердце западают
Молитвословия живые;
В уме бесследно исчезают
Мечты и помыслы земные.
Я весь проникнут созерцаньем
Творца духовными очами,
С любовью, верой, упованьем
Молюсь и сердцем, и устами.
Всего меня восторг священный
И трепет благостный объемлет,
И крестным знаменьем смущенный
Мой демон-искуситель дремлет...
Вот отчего я так охотно
Хожу во храм и там молюся;
Я там смиренно, беззаботно
С Творцом и ближними мирюся...
О Боже, Отче, Вседержитель!
Не презри моего моленья,
Грехов и смерти Искупитель,
Шли чаще мне сии мгновенья.
Павел Потехин, «Чудные мгновения», 1895 год
Все выпуски программы Рифмы жизни
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер