
Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Гал., 201 зач., II, 6-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Здравствуйте! У микрофона священник Антоний Борисов. Приносит ли популярность счастье? Кто-то скажет — конечно, как же иначе? Но давайте всё же порассуждаем. Известным людям (актерам, спортсменам и прочим) приходится часто пользоваться охраной, надевать на улице темные очки и капюшоны. Они не могут спокойно сходить в магазин, погулять с детьми в парке. Всё — из-за навязчивого внимания публики. Разве это счастье? Об известности и радости жизни рассуждает, в частности, в отрывке из второй главы послания к галатам апостол Павел. Этот текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
6 И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека. И знаменитые не возложили на меня ничего более.
7 Напротив того, увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных
8 (ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников),
9 и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным,
10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности.
Для начала — пара слов о том, кто такие галаты. Галаты — народность, возникшая в результате смешения греков и галлов (предков современных французов). Данное событие произошло не без воли властей Римской империи. Галлы долгое время сопротивлялись оккупации Рима, а затем, проиграв войну, вели подрывную, партизанскую деятельность. В итоге, империя решила часть галлов отправить в изгнание в Малую Азию (территорию современной Турции). Здесь галлы стали родниться с местной по преимуществу греческой диаспорой. Так и возникли галаты. Ко времени появления христианства галаты по-прежнему считались юной национальностью. Как известно, молодость часто очаровывается призрачными идеалами, временными авторитетами и трендами. Вот и галаты были падки на подобные вещи, довольно наивно преклоняясь перед скоротечными явлениями. Цивилизационно повзрослеть помогло галатам принятие христианства, о котором они услышали впервые из уст апостола Павла. Об этом сам Павел фактически упоминает в прозвучавшем послании.
Он призывает своих читателей не возвращаться к свойственной им в прошлом симпатии к временным авторитетам. Павел пишет об этом так: «в знаменитых чем—либо, какими бы ни были они когда—либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека». Человек, каким бы известным он ни был, продолжает оставаться человеком, которому свойственно ошибаться, заблуждаться, поддаваться чувствам (далеко не всегда светлым). Павел и в себе призывает галатов не очаровываться. Апостол напоминает читателям, что когда-то был гонителем Церкви. И только милостью Божией он из врага Христа превратился в Его проповедника и служителя.
Павел говорит о своем служении, как о главном счастье своей жизни. Более того, он подчеркивает, что особенно рад проповедовать Евангелие не в иудейской среде (то есть обрезанным), а именно язычникам (необрезанным). Будучи в прошлом раввином, Павел когда-то испытывал презрение к неевреям, но теперь понял, что Бог каждому человеку желает спастись и прийти в познание истины. И апостол рад быть со-работником Господним в этом служении. Деятельность Павла, безусловно, сделала его очень известным человеком. Многие христианские общины желали, чтобы апостол посетил их и проповедовал им как можно дольше. Святой же всячески сторонился тщеславия. Он приходил в те места, где, как ему подсказывала пастырская совесть, более всего нуждались в его талантах.
Не забывал Павел и о материнской для себя Церкви — Иерусалимской. Местные христиане терпели гонения и со стороны язычников, и со стороны иудеев. Апостол, используя свою известность во благо, собирал пожертвования для нужд палестинских братьев и сестер по вере. Данное обстоятельство может послужить для нас хорошим уроком. Мы живем в мире, искаженном грехом, мире лукавом. Но Господь способен это лукавство обратить во благо. Приведу пример. Конечно же, общественная популярность может склонить человека к гордости. Но история Церкви дает нам множество примеров того, как можно известность сделать инструментом служения нуждающимся. То же самое можно сказать и про высокую государственную должность, и про удачливое предпринимательство, и про любое другое проявление земного успеха. Всё перечисленное, если будет посвящено Богу, окажется очищенным от налета страстей и станет для человека не тяжким бременем, но средством спасения и служения ближним.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



