
Апостол Павел
2 Кор., 192 зач., XI, 5-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Как правило, апостолы были самыми простыми людьми. Церковь, воспевая Дух Святой, такими словами говорит об апостолах и действии Святого Духа в них: «Всё подаёт Дух Святой: источает пророчества, посвящает священников, безграмотных [апостолов] научил мудрости, рыбаков сделал богословами, составляет всё устроение Церкви...». Действительно, большинство апостолов были в прямом смысле безграмотными людьми. Но при этом были среди них и исключения, в частности, — апостол Павел. Он не был безграмотным, не был он и рыбаком. Несмотря на образованность сам апостол предпочитал думать о себе как о невежде и о простаке. Именно так он и охарактеризовал себя в 11-й главе Второго послания к Коринфянам, отрывок из которого читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем его и попытаемся понять, что именно подразумевал апостол Павел под собственным невежеством.
Глава 11.
5 Но я думаю, что у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов:
6 хотя я и невежда в слове, но не в познании. Впрочем мы во всем совершенно известны вам.
7 Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безмездно проповедовал вам Евангелие Божие?
8 Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал,
9 ибо недостаток мой восполнили братия, пришедшие из Македонии; да и во всем я старался и постараюсь не быть вам в тягость.
10 По истине Христовой во мне скажу, что похвала сия не отнимется у меня в странах Ахаии.
11 Почему же так поступаю? Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! Но как поступаю, так и буду поступать,
12 чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались такими же, как и мы.
13 Ибо таковые лжеапостолы, лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых.
14 И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света,
15 а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их.
16 Еще скажу: не почти кто-нибудь меня неразумным; а если не так, то примите меня, хотя как неразумного, чтобы и мне сколько-нибудь похвалиться.
17 Что скажу, то скажу не в Господе, но как бы в неразумии при такой отважности на похвалу.
18 Как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться.
19 Ибо вы, люди разумные, охотно терпите неразумных:
20 вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто бьет вас в лицо.
21 К стыду говорю, что на это у нас недоставало сил. А если кто смеет хвалиться чем-либо, то (скажу по неразумию) смею и я.
Конечно, говоря о своём невежестве, апостол Павел сделал важную оговорку: «хотя я и невежда в слове, но не в познании». Но даже с учётом этой оговорки его слова звучат чрезвычайно странно: уж если он «невежда в слове», то кто тогда не невежда? Видимо, среди апостолов не было людей, о которых можно было бы сказать, что они в совершенстве овладели искусством красноречия и могли состязаться в этом искусстве с нехристианскими ораторами, и здесь апостол Павел дискутирует не с апостолами и сравнивает себя не с ними, а с теми людьми, которые подвергали сомнению апостольский авторитет Павла, основываясь в том числе и на его слабом знакомстве с греческим искусством красноречия.
Многие исследователи Нового Завета утверждают, что дело обстояло именно так: в Коринфе нашлись замечательные с технической точки зрения ораторы, которые благодаря своему красноречию стали чрезвычайно популярны среди христиан, и, как предполагал святитель Феофан Затворник, «иные коринфяне, увлекаясь красноречием этих пришельцов, говорили: вот так учители, а у того что за язык?!». Действительно, везде и всегда людям свойственно слушать не тех, кто говорит разумное и полезное, а тех, кто умеет говорить красиво и убедительно. К сожалению, первое со вторым совпадает далеко не всегда, и зачастую особую популярность приобретают как раз первые, то есть те, кто либо от природы наделён красноречием, либо приобрёл его путём обучения. У апостолов не было ни времени, ни желания овладевать ораторским искусством, к тому же, они не были греками, соответственно, греческий язык не был для них родным, естественно, что, пользуясь этим языком, они проигрывали его природным носителям.
Апостол Павел призывал обращать внимание не на слова, а на их смысл. Слова могут быть неточными, формулировки — не самыми удачными, фразы — не яркими, но при этом за ними может скрываться тот смысл, овладение которым способно привести человека к блаженной вечности. Такими были слова апостолов. Павел был готов к унижениям ради того, чтобы коринфские христиане не остались без апостольского назидания, по этой причине он написал в Коринф такие слова: «Примите меня, хотя как неразумного» (2Кор. 11:16). Их можно перефразировать так: «Хорошо, я согласен быть в ваших глазах глупцом, но выслушайте меня хотя бы как глупца». И уже в этой краткой фразе можно увидеть ту мудрость, которая превосходит человеческую и имеет своим источником Дух Святой: апостол Павел не боялся показаться глупцом, он не страшился попрания своего авторитета, у него вызывало опасение лишь духовное состояние коринфских христиан, и ради того, чтобы никто из коринфян не погиб, Павел был готов к унижению. Такая готовность роднит апостола с Господом нашим Иисусом Христом, и представляет собой одно из проявлений высшей мудрости, мудрости, подаваемой Духом Святым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
3 июля. О кротости и смирении Христа

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Я кроток и смирен сердцем».
О кротости и смирении Христа — священник Захарий Савельев.
Смирение Христа заключается в том, что Он, будучи Богом, будучи Творцом, воплотился и стал человеком. В этом Его кротость и смирение заключаются как Бога— Бог, Который снизошел до человеческого естества.
Но, кроме того, кротость и смирение Спасителя ещёи проистекает из Его земной жизни как человека, потому что Он не гнушался хромых, слепых. Спаситель принимал всех людей и не оставлял без Своего внимания не только людей обычной наружности, но в том числе и болящих.
Но, кроме того, и смирение Спасителя заключается в том, что на Тайной Вечере, будучи Учителем и Наставником, а также Богом и Спасителем целого мира, Он умыл ноги Своим ученикам. Это действительно великая кротость и великое смирение и большой пример для подражания всем нам.
И по сей день при совершении Таинства Евхаристии эта кротость и смирение каждому из нас напоминается через чтение Священного Писания на литургии и, в общем-то, образом богослужения. Само совершение литургии нам это паки и паки напоминает. Вообще, то, что мы совершаем Божественную литургию, что мы кусаем зубами Того, на Кого ангелы боятся смотреть, как говорил об этом святитель Иоанн Златоуст.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О превозношении

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя».
О превозношении — священник Родион Петриков.
О, как легко забыть эту простую истину, особенно когда речь идёт о вере, традициях, нашей национальной или даже церковной принадлежности!Человек может гордиться тем, что он — часть правильного народа, истинной конфессии и духовной элиты.
Вот именно такому человеку апостол напоминает:«Корень не ты, не мы, а Бог». Представьте себе ветвь, которая начнёт хвалиться: «Я самая зелёная, я самая плодовитая». Но что будет, если её отсечь от дерева? Что останется? Да, только сухая палка.
Так и мы, наша вера, традиции — всё это имеет смысл, только пока мы живём живой жизнью со Христом Спасителем. Гордость в вере — это особый соблазн. Кажется, что ты ближе к Богу, выше, интересней, правильней, праведней, но корень не в этом. Корень — Христос Иисус.
И если мы забываем об этом, наша вера может превратиться в фарисейство. Так что сегодня хороший день, чтобы спросить себя: «А не превозношусь ли я, не думаю ли я, что моя праведность — моя заслуга?»
Ведь, честно сказать, если и есть в нас что-то доброе, то это потому, что нас питает Божья Христова благодать.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 июля. О самоотверженном труде Маргариты Рудомино

Сегодня 3 июля. В этот день в 1900 году родилась библиограф и библиотекарь Маргарита Рудомино.
О её самоотверженном труде — протоиерей Артемий Владимиров.
Это корифей библиотечного дела Советской России.Родилась Маргарита Ивановна задолго до революции и вошла во вторую треть XX столетия превосходным знатоком иностранных языков (преимущественно французского, английского), библиотекарем высочайшей квалификации, что позволило ей добиться строительства особого здания, которое нынче называется Библиотекой иностранной литературы.
Маргарита Ивановна — человек слова и дела. Совершенно самоотверженно трудилась она из года в год, и мы ей обязаны: новым методам библиотечного дела, связям библиотек между собой, также контактам с иностранными библиотеками.
Между прочим, Маргарита Ивановна — основоположник особого метода изучения иностранных языков. Курсы, ею основанные, сейчас называются Лингвистическим университетом или Институтом иностранных языков Мориса Тореза на Остоженке.
Так что сотни и тысячи студентов, сами того не зная, выходят специалистами, художественными, синхронными переводчиками благодаря гению Маргариты Ивановны.
Все выпуски программы Актуальная тема