2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Время, как мы все понимаем, вещь очень любопытная: иногда время тянется, иногда оно пролетает, ну а прошлое каким-то непостижимым образом приобретает идеальные черты, и, как правило, оглядываясь назад, мы склонны видеть только доброе и хорошее. Нечто подобное можно сказать и об отношении к жившим до нас людях, особенно к тем из них, кого Церковь причислила к лику святых. Кажется, что в жизни этих людей все было мило, ровно и благочестиво, кажется, будто бы их проблемы — это и не проблемы вовсе, а так, мелкие недоразумения, которые легко преодолеть. Даже сами страдания святых мучеников со временем предстают в романтическом ключе, и мы перестаём видеть в них ужас, отчаяние и боль. Но апостольские послания убеждают нас в обратном, они ясно свидетельствуют, что святые апостолы сталкивались с куда более серьёзными вызовами, чем доводится сталкиваться нам. 10-я глава Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой читается сегодня за богослужением, — прекрасный тому пример и подтверждение.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
Клевета, ложь, нездоровые амбиции, тщеславие — вот то, с чем приходилось бороться апостолу Павлу в христианской среде. Чаще всего мы склонны пасовать перед проявлением этих качеств в людях. Да и как реагировать на откровенную ложь? Как указать напыщенному глупцу на его место? И есть ли хоть какой-то смысл в диалоге с теми, кто проявляет такие качества? Иной раз проще бывает предать все в руки Божии, то есть просто помолиться об этих людях, и попросить Бога посодействовать их исправлению. Но как быть в том случае, если многие поверили им и начали смотреть на мир глазами таких людей? Неужели надо молчать?
Апостол Павел считал, что следует действовать, но действовать как можно осторожнее, так, чтобы не случилось чего-то более страшного, а такое может произойти, если слова не окажутся достаточно убедительными. И у апостола получалось найти нужные слова.
Как и во многих других случаях, Павел не пытается противопоставлять речам своих обвинителей человеческую мудрость, апостол поступает иначе — он обращает свой взор к Богу, и призывает то же самое сделать своих слушателей. В качестве контраргумента против тех, кто возвеличивал сам себя, апостол написал такую фразу: «А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас» (2Кор. 10:13). Эти павловы слова несут в себе некоторую загадку, и до конца непонятно, что именно он имел в виду, к примеру, святитель Феофан Затворник, размышляя об этой апостольской фразе написал так: «Это место не совсем определенно. Святой Павел имеет, кажется, в мысли своё свыше избрание быть Апостолом языков, но не хвалится этим, а только тем, что успел сделать доселе. Вся вселенная мой удел, но я не хвалюсь безмерностию такою, а только тою мерою, до которой Бог дал мне и давал достигнуть». Сомнения мы находим и в размышлениях святителя Иоанна Златоуста: «Вероятно, в похвалу свою они говорили: „Мы обратили вселенную, мы доходили до пределов земли“, и много другого подобного разглашали о себе. „Но мы, — говорит (апостол), — не так, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас“». Как бы то ни было, в словах апостола Павла есть недвусмысленное указание на то, что его похвала — Бог, а потому ему самому не надо заботиться о своём статусе и вступать с оппонентами в спор о том, кто больше успел сделать, кто авторитетнее и кого необходимо слушать. Павел призывал своих адресатов обращать внимания не на слова, а на дела, и вместе с этим верить в то, что в конечном итоге Бог прославит истинно Ему угодивших: «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2Кор. 10:18).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (25.11.2024)
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 262 зач., I, 1-5.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Салоники в наши дни называют «северной» или второй, после Афин, столицей Греции. Салоники, а вернее Фессалоники — так этот город именовали в древности — имел важное географическое и общественное значение ещё во времена Римской империи. А потому не стало случайностью, что этот город с проповедью в середине первого века решил посетить апостол Павел. Впоследствии Павел направил христианам Фессалоник два послания. Отрывок из первой главы первого послания к Фессалоникийцам читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Павел и Силуан и Тимофей — церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших,
3 непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим,
4 зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия;
5 потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами.
Находясь на пересечении сухопутных и морских торговых путей, Фессалоники привлекали многочисленных купцов и мореплавателей. Ко времени Рождества Спасителя население города составляло около двухсот тысяч человек. Салоники были самым настоящим мегаполисом своей эпохи. Что-то наподобие Москвы наших дней. Многие из фессалоникийцев в 52 году стали свидетелями проповеди апостола Павла. Павел попал в Салоники в ходе своего второго миссионерского путешествия. Придя сюда из другого греческого полиса — Филиппы, он тут же начал рассказывать о Христе в синагоге — местным иудеям и грекам, принявшим закон Моисея. Вскоре слушателями Павла стали и язычники, которые принимали крещение от его рук и рук ближайших помощников апостола. Так зародилась христианская община Фессалоник.
Павел был очень рад успеху своей проповеди. Но вскоре, к своему большому сожалению, был вынужден оставить город. Местные иудеи устроили против апостола бунт, в частности они угрожали расправой родственнику апостола — Иасону. Павел был вынужден вскоре покинуть Фессалоники и отправиться в Афины. Оттуда он направил в Фессалоники своего ближайшего ученика — Тимофея. Тимофей по заданию Павла должен был узнать — как обстоят дела в Фессалоникийской Церкви, всё ли складывается благополучно? Когда апостол узнал, что основанная им община не только не погибла, но, несмотря на все препятствия, даже расширяется и умножается, радости его не было предела. Этим счастьем Павла буквально пропитаны строки его послания к христианам Фессалоник, которое он написал вскоре после возвращения Тимофея с новостями о том, что у Фессалоникийцев всё обстоит более-менее благополучно.
Членов общины, преимущественно бывших язычников, Павел называет «братьями, возлюбленными Богом». Что для раввина в прошлом было очень смелыми словами! В другом месте послания фессалоникийцы именуются святым «его славой и радостью». Такое отношение к людям, принявшим христианское вероучение, для апостола является очень характерным. Он обладал многими талантами (был не только великолепным ритором, но замечательным ремесленником), но при этом являлся ещё очень скромным человеком. Павел всегда помнил о том, что когда-то в юности был жестоким гонителем христиан и только по милости Божией внутренне переродился. Поэтому все успехи своей проповеди он приписывал не себе, а Христу. А лучшей наградой за свои труды считал то, насколько крепкими были вера и благочестие людей, которым он, Павел, рассказал о жизни и чудесах Спасителя.
Павел ничего не навязывает фессалоникийцам, не лишает их свободы выбора, но при этом всячески убеждает их жить в соответствии с заповедями Христа. Делает он это не из соображений личной выгоды. Известно, что Павел не только отказывался от пожертвований, но, чтобы не быть обвинённым в стяжательстве, самостоятельно зарабатывал на жизнь, делая палатки на продажу. Если апостол и говорил о награде за свои труды проповедника, то этой наградой служили вера и благочестие основанных им христианских общин. Вот почему Павел говорит, что фессалоникийцы являются его славой и радостью. Реализуя на практике подход апостола, мы и сами призваны стремиться не пользоваться людьми, а радоваться их добрым делам. В особенности тем, что служат распространению и укреплению христианской веры.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
Гостем программы «Исторический час» был преподаватель университета имени Разумовского Дмитрий Трапезников.
Разговор шел о видном государственном деятеле начала XVII века князе Иване Семёновиче Куракине, о его судьбе и роли в важнейших событиях периода Смутного времени на Руси.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Князь Иван Семёнович Куракин». Дмитрий Трапезников
- «История Нижнего Новгорода». Сергей Алексеев
- «Поэт Арсений Тарковский». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов