2 Кор., 187 зач., VIII, 16 - IX, 5.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Один из самых частых упрёков в адрес современной Церкви — упрёк в ее обмирщении. Нас упрекают, что мы слишком много отдаём сил заботе о материальной стороне жизни Церкви и забываем о самом главном — о Христе и Его Евангелии. Действительно, мы строим храмы, восстанавливаем монастыри и осквернённые в XX-м веке церковные памятники архитектуры, мы занимаемся воссозданием былого великолепия храмового убранства, изыскиваем материальные средства и делаем многое другое, то, что на первый взгляд кажется не вполне совместимым с евангельской проповедью. И нас за это критикуют. Пожалуй, такая критика была бы справедливой, если бы деятельность Церкви состояла исключительно из материальных забот. Но это вовсе не так, Церковь не только строит и восстанавливает, она, в первую очередь, проповедует. Ну а заботы о материальном никогда не были чужды Церкви, об этом свидетельствуют апостольские послания, в частности, 8-я и 9-я главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из этих глав звучит сегодня в храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 8.
16 Благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам.
17 Ибо, хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно.
18 С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование,
19 и притом избранного от церквей сопутствовать нам для сего благотворения, которому мы служим во славу Самого Господа и в соответствие вашему усердию,
20 остерегаясь, чтобы нам не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых нашему служению;
21 ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми.
22 Мы послали с ними и брата нашего, которого усердие много раз испытали во многом и который ныне еще усерднее по великой уверенности в вас.
23 Что касается до Тита, это — мой товарищ и сотрудник у вас; а что до братьев наших, это — посланники церквей, слава Христова.
24 Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами.
Глава 9.
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
3 Братьев же послал я для того, чтобы похвала моя о вас не оказалась тщетною в сем случае, но чтобы вы, как я говорил, были приготовлены,
4 и чтобы, когда придут со мною Македоняне и найдут вас неготовыми, не остались в стыде мы,- не говорю «вы», похвалившись с такою уверенностью.
5 Посему я почел за нужное упросить братьев, чтобы они наперед пошли к вам и предварительно озаботились, дабы возвещенное уже благословение ваше было готово, как благословение, а не как побор.
По сути дела, весь этот отрывок Послания к Коринфянам посвящён решению одного материального вопроса: в нем идёт речь о сборе пожертвований для иерусалимских христиан. Апостол Павел представляет своим адресатам того, кто будет его представителем в Коринфе и кому община должна будет передать собранные средства — апостола Тита, которого Павел характеризует такими словами: «мой товарищ и сотрудник». Кроме этого, Павел называет Тита и «братом». Цель апостола Павла легко просматривается: ему необходимо сделать так, чтобы коринфяне доверяли Титу, и без всякого сомнения поручили ему миссию по доставке собранного в Иерусалим.
Кроме этого, апостол Павел написал и о высшем смысле милостыни: «Итак перед лицем церквей дайте им доказательство любви вашей и того, что мы справедливо хвалимся вами» (2Кор. 8:24). Милостыня, по мысли апостола, это не только некоторые средства, это ещё и доказательство любви, что, конечно же, вполне справедливо, ведь милостыня неизбежно побуждает человека в чем-то, пусть и совсем малом, себя ограничить ради другого, и мы понимаем, что именно так — через добровольное ограничение — проявляет себя любовь. В контексте общецерковной ситуации времени жизни апостола Павла милостыня представляла собой ещё и показатель единства всей Церкви: благополучные коринфяне должны были научиться воспринимать трагическое положение иерусалимских христиан как свою собственную беду, а не как нечто далёкое, и совершенно не имеющее к ним отношения.
В первом веке по Рождестве Христовом юная Церковь столкнулась с теми вызовами, которые в дальнейшем стали для неё если и не постоянными, то регулярными. Жизнь христиан никогда не была всюду одинаковой и спокойной, даже в рамках одной общины есть разные люди, которые переживают разные периоды своей жизни, у кого-то, скажем, сегодня день крещения долгожданного внука, а кого-то — день погребения горячо любимого отца; кто-то остался без работы и не знает, как ему прокормить детей, а кому-то неожиданно выплатили значительную премию и он напряженно размышляет о том, куда ему вложить свои средства. Апостол Павел на все подобные вопросы отвечал очень просто и понятно: христиане должны ощущать себя единым телом Христовым вне зависимости от всего того, что нас разделяет, а потому мы должны чувствовать и ответственность друг за друга, которая имеет своим естественным проявлением эмоциональную чуткость и готовность помогать тем, кто нуждается в помощи. Ну а роль Церкви в этом процессе — лишь роль своего рода администратора, такого, каким был апостол Павел и его ближайшие помощники.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.