
Василий Жуковский называл поэзию светлым маяком, зажжённым самим Создателем, чтобы во тьме житейских бурь человек не сбился с пути. Со знаменитым стихотворцем согласен епископ Александр (Милеант) — православный богослов, миссионер и духовный писатель ХХ века. Настоящая, высокая поэзия облагораживает сердце и роднит нас с миром нетленной красоты, в котором царствуют вечная правда и чистая любовь, — уверен владыка Александр. Об этом он размышляет в своей книге, которая называется «К Богу — путём красоты».
Если внимательно вчитываться в русскую классику, невозможно не заметить, насколько сильны в ней моральные и духовные мотивы и сюжеты. Стремление к Богу, к познанию духовного мира и божественных основ мироздания характерны для русской поэзии. Александр Сергеевич Пушкин писал, что поэт рождён «не для житейского волненья». В красоте земного бытия истинные поэты во все времена видели проявление благодати и промысла Всемогущего Творца. В то же время, считает епископ Александр (Милеант), благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с её радостями и скорбЯми.
В своей книге «К Богу — путём красоты» владыка представил на суд читателей собрание стихотворений разных поэтов периода 18-20 веков, которое ярко иллюстрирует, что во все времена они пытались постичь величие Господа, и дарованным талантом художественного слова подтолкнуть человека к размышлениям о сути бытия и его Творце. Свою подборку епископ Александр (Милеант) решил разделить тематически: в ней мы найдём стихи о Боге, Его величии и любви; произведения на библейские темы; о добродетелях и смысле жизни; о молитве, храме и богослужении.
А начинает автор с Михаила Васильевича Ломоносова. Великий учёный, исследуя мир и его физические законы, не переставал восхищаться творческим замыслом Создателя. И свои чувства выражал в стихах:
Уже прекрасное светило
Простёрло блеск свой по земли
И Божии дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным столь лучам,
Представь, каков Зиждитель Сам.
Афанасий Фет, Владимир Мережковский, Максимилиан Волошин, Константин Бальмонт, Аполлон Майков, Николай Некрасов — вот лишь некоторые имена поэтов, чьи стихи мы найдём на страницах книги. Вместе с ними и с автором сборника — епископом Александром (Милеантом) вглядимся в гармонию окружающего нас мира и всем сердцем прочувствуем поэзию, которая ведёт к Богу — путём красоты.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов