2 Кор., 179 зач., V, 10-15.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В жизни всякого человека есть страхи. Нет такого, кто совершенно ничего не боится. Порой страхи так завладевают нами, что житья от них нет и приходиться даже обращаться к специалисту. Что же по поводу страхов говорит Священное Писание? Об этом мы узнаём из отрывка 5-й главы второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
11 Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.
12 Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами, дабы имели вы что сказать тем, которые хвалятся лицем, а не сердцем.
13 Если мы выходим из себя, то для Бога; если же скромны, то для вас.
14 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
Каждого человека, по словам апостола Павла, с которых начинается только что прозвучавший отрывок, ожидает суд Божий. Эта мысль должна укорениться в сердце человека и определять всю его жизнь. Признаком этого должен быть, по словам Павла, страх Господень. Апостол был не первым, кто говорил о страхе Божием. Многочисленные упоминания об этом мы находим в Ветхом Завете. Так, например, Моисей пишет: «Чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего». Важно понимать, что речь идёт не о животном чувстве, которое испытывает, например, собака, когда на неё замахиваются палкой. Это не состояние ужаса, когда в ситуации опасности кровь стынет в жилах и мы погружаемся в оцепенение. В мире Библии и в позднейшей христианской традиции выражение «страх Божий» указывает на особое духовное состояние, которое напрямую связано с действием в сердце человека божественной благодати. В самых общих чертах — это живое ощущение присутствия Творца в своей жизни. Опыт полноты, мира и покоя, которые вместе с тем сопровождаются благоговейным трепетом перед Создателем, изумлением перед Его величием. Эта предельная сосредоточенность на Боге благотворно влияет на душу человека. Так, например, страх Божий вымещает из нашего сердца всякий животный ужас. Благодать действует так, что пропадают разнообразные фобии перед людьми и обстоятельствами жизни. Ум преображается. Та муть из тревог и беспокойств, которая не позволяет нам адекватно видеть и оценивать себя, окружающих и в целом действительность, рассеивается. В человеке поселяется ясность и осознанность. Поэтому нередко встречаем такие выражение, как, например, в книге Иова: «страх Господень есть истинная премудрость». Или же премудрый царь Соломон говорит: «Начало мудрости — страх Господень». Вот именно об этом состоянии говорит сегодня апостол Павел, используя выражение страх Господень. Лишь тот, кто носит в себе эту благодать, способен трезво смотреть на свою жизнь и в каждый её момент помнить, что его ожидает. Конечно же, это будет сказываться на всех его мыслях, чувствах, словах и поступках. Ведь, как говорится в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова, «Во всех делах твоих помни о конце твоём, и вовек не согрешишь».
Нам важно отметить одну существенную закономерность. Если человек не стремится приобрести страх Господень, он в течение жизни неизбежно всё более и более становится одержимым разнообразными животными страхами. Чем дальше, тем глубже его сознание словно погружается в сумеречную зону. Постепенно он становится жалким обитателем мира призраков: призрак будущего и прошлого, призрак старости, одиночества и болезни, призрак нищеты, отверженности и потери удовольствий, призрак нереализованности, никчёмности и покинутости. Каждый из нас может написать собственный список. Несмотря на то, что мы всячески стремимся блокировать этих страхи, спрятаться от них под одеялом суеты, различных эмоций, бурной деятельности, они всё равно вылезают из-под кровати и продолжают мучать нас. Не дают нам жить полноценно. Погружают нас в уныние и депрессию. Искажают наше восприятие действительности. Для того, чтобы избавиться от них, одного дневного света недостаточно. Необходимо усердным исполнением Евангельских заповедей приобретать страх Божий. Лишь он один рассеивает всякий морок и открывает двери в тот мир, где всегда сияет Божественная благодать — Свет вечный и не меркнущий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.