
Апостол Пётр
2 Пет., 65 зач., I, 10-19.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Один мой друг любит ходить в горы. Причём каждый год это всё более сложные и высокие вершины. И вот, как-то раз зайдя к нему в гости, я с изумлением обнаружил, что, оказывается, он уже целый месяц спит — не поверите! — в палатке. Поначалу я воспринял это как блажь — но каким же было моё изумление, когда узнал настоящую причину: это подготовка к очень сложному восхождению, причём без дополнительного кислорода! Целый месяц он в специальной палатке поддерживал особый режим недостатка кислорода, чтобы организм постепенно перестроился и подъём прошёл без критических проблем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Тема скинии — палатки — для сегодняшнего отрывка из послания апостола Петра имеет особое значение. В палатках жил еврейский народ после бегства из египетского рабства. Мы сегодня хорошо понимаем, что на площади чуть более 20 квадратных километров — это в 100 раз меньше площади Москвы — надо умудриться водить народ целых 40 лет — и весь этот период именно палатки были «родным домом» для евреев. Неспроста во время Преображения Пётр, находясь в состоянии экстаза, предлагает Иисусу установить «три палатки» — память об этих годах жизни вошла в плоть и кровь еврейского народа как исключительно важный период их истории.
Но апостол Петр говорит ещё и о собственном теле как о «палатке», которую скоро надлежит ему оставить. В русском переводе использовано слово «храмина» — и это не очень верно, потому что σκήνωμα — это именно шатер, палатка — а вовсе не «храм» или «хоромы». Палатка — это устойчивый образ временного жилища, которое не обещает полноценного комфорта, но лишь обеспечивает минимальные условия для выживания. Давайте попробуем внимательнее всмотреться в этот образ и понять, чему мы можем от него научиться.
Во-первых, мудрый путешественник никогда не будет относиться к палатке пренебрежительно, абы как. Казалось бы, какая разница — ну подумаешь, где-то дыра, где-то крепёж потерян, верёвки перетёрлись — всё равно это ведь временное пристанище! Однако любая мелочь может обернуться трагическими последствиями в случае серьёзной непогоды. «Палатка» нашей души — тело — тоже требует вдумчивого отношения, иначе может нас подвести в самый неподходящий момент.
Второе, что хочется отметить — хорошая палатка от плохой прежде всего отличается... весом. Все производители туристического снаряжения постоянно соревнуются друг с другом, кто сумеет сделать самую лёгкую палатку без ущерба надёжности и функциональности. И это понятно: каждый дополнительный грамм груза при подъёме становится очень значимым весом.
Что же такое «лёгкая» палатка и «тяжёлая» в приложении к нашей жизни? Речь, конечно же, не о физическом весе тела — хотя и не без этого. В расширенном смысле «палатка» нашей жизни — это не только тело, но и всё, в чём и чем мы живём. Наши связи, быт, обычаи, привычки и многое другое — это тоже наше «тело». Чем проще и «легче» всё это будет — тем меньшую тяжесть мы будем таскать на наших плечах.
И, наконец, последнее. Вернусь к примеру моего друга, который готовился к восхождению в условиях гипоксии, ночуя в квартире в палатке. Благодаря этой тщательной подготовке его подъём прошёл без сучка и задоринки: тело, натренированное в домашних условиях, быстро перестроилось на нужный режим уже в суровой реальности гор. К чему я веду? Дерзну предположить, что жизнь христианина от жизни обычного, далёкого от веры, человека, отличается также, как жизнь в простой палатке, от жизни в палатке, обеднённой кислородом. Едва ли кто-то захочет ставить дома палатку просто ради того, чтобы в ней жить. Но когда перед тобой есть заветная цель — тогда совсем другое дело! И гипоксия будет желанна для достижения цели.
Хочется пожелать всем нашим радиослушателям в замечательный праздник Преображения ощутить всем сердцем прикосновение Божественного Света, после которого даже самая продолжительная подготовка к духовному восхождению станет желанной и вдохновляющей!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема