2 Пет., 65 зач., I, 10-19.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Один мой друг любит ходить в горы. Причём каждый год это всё более сложные и высокие вершины. И вот, как-то раз зайдя к нему в гости, я с изумлением обнаружил, что, оказывается, он уже целый месяц спит — не поверите! — в палатке. Поначалу я воспринял это как блажь — но каким же было моё изумление, когда узнал настоящую причину: это подготовка к очень сложному восхождению, причём без дополнительного кислорода! Целый месяц он в специальной палатке поддерживал особый режим недостатка кислорода, чтобы организм постепенно перестроился и подъём прошёл без критических проблем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Тема скинии — палатки — для сегодняшнего отрывка из послания апостола Петра имеет особое значение. В палатках жил еврейский народ после бегства из египетского рабства. Мы сегодня хорошо понимаем, что на площади чуть более 20 квадратных километров — это в 100 раз меньше площади Москвы — надо умудриться водить народ целых 40 лет — и весь этот период именно палатки были «родным домом» для евреев. Неспроста во время Преображения Пётр, находясь в состоянии экстаза, предлагает Иисусу установить «три палатки» — память об этих годах жизни вошла в плоть и кровь еврейского народа как исключительно важный период их истории.
Но апостол Петр говорит ещё и о собственном теле как о «палатке», которую скоро надлежит ему оставить. В русском переводе использовано слово «храмина» — и это не очень верно, потому что σκήνωμα — это именно шатер, палатка — а вовсе не «храм» или «хоромы». Палатка — это устойчивый образ временного жилища, которое не обещает полноценного комфорта, но лишь обеспечивает минимальные условия для выживания. Давайте попробуем внимательнее всмотреться в этот образ и понять, чему мы можем от него научиться.
Во-первых, мудрый путешественник никогда не будет относиться к палатке пренебрежительно, абы как. Казалось бы, какая разница — ну подумаешь, где-то дыра, где-то крепёж потерян, верёвки перетёрлись — всё равно это ведь временное пристанище! Однако любая мелочь может обернуться трагическими последствиями в случае серьёзной непогоды. «Палатка» нашей души — тело — тоже требует вдумчивого отношения, иначе может нас подвести в самый неподходящий момент.
Второе, что хочется отметить — хорошая палатка от плохой прежде всего отличается... весом. Все производители туристического снаряжения постоянно соревнуются друг с другом, кто сумеет сделать самую лёгкую палатку без ущерба надёжности и функциональности. И это понятно: каждый дополнительный грамм груза при подъёме становится очень значимым весом.
Что же такое «лёгкая» палатка и «тяжёлая» в приложении к нашей жизни? Речь, конечно же, не о физическом весе тела — хотя и не без этого. В расширенном смысле «палатка» нашей жизни — это не только тело, но и всё, в чём и чем мы живём. Наши связи, быт, обычаи, привычки и многое другое — это тоже наше «тело». Чем проще и «легче» всё это будет — тем меньшую тяжесть мы будем таскать на наших плечах.
И, наконец, последнее. Вернусь к примеру моего друга, который готовился к восхождению в условиях гипоксии, ночуя в квартире в палатке. Благодаря этой тщательной подготовке его подъём прошёл без сучка и задоринки: тело, натренированное в домашних условиях, быстро перестроилось на нужный режим уже в суровой реальности гор. К чему я веду? Дерзну предположить, что жизнь христианина от жизни обычного, далёкого от веры, человека, отличается также, как жизнь в простой палатке, от жизни в палатке, обеднённой кислородом. Едва ли кто-то захочет ставить дома палатку просто ради того, чтобы в ней жить. Но когда перед тобой есть заветная цель — тогда совсем другое дело! И гипоксия будет желанна для достижения цели.
Хочется пожелать всем нашим радиослушателям в замечательный праздник Преображения ощутить всем сердцем прикосновение Божественного Света, после которого даже самая продолжительная подготовка к духовному восхождению станет желанной и вдохновляющей!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер