
Апостол Пётр
2 Пет., 65 зач., I, 10-19.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Один мой друг любит ходить в горы. Причём каждый год это всё более сложные и высокие вершины. И вот, как-то раз зайдя к нему в гости, я с изумлением обнаружил, что, оказывается, он уже целый месяц спит — не поверите! — в палатке. Поначалу я воспринял это как блажь — но каким же было моё изумление, когда узнал настоящую причину: это подготовка к очень сложному восхождению, причём без дополнительного кислорода! Целый месяц он в специальной палатке поддерживал особый режим недостатка кислорода, чтобы организм постепенно перестроился и подъём прошёл без критических проблем.
Глава 1.
10 Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь,
11 ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия.
17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе.
19 И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших.
Тема скинии — палатки — для сегодняшнего отрывка из послания апостола Петра имеет особое значение. В палатках жил еврейский народ после бегства из египетского рабства. Мы сегодня хорошо понимаем, что на площади чуть более 20 квадратных километров — это в 100 раз меньше площади Москвы — надо умудриться водить народ целых 40 лет — и весь этот период именно палатки были «родным домом» для евреев. Неспроста во время Преображения Пётр, находясь в состоянии экстаза, предлагает Иисусу установить «три палатки» — память об этих годах жизни вошла в плоть и кровь еврейского народа как исключительно важный период их истории.
Но апостол Петр говорит ещё и о собственном теле как о «палатке», которую скоро надлежит ему оставить. В русском переводе использовано слово «храмина» — и это не очень верно, потому что σκήνωμα — это именно шатер, палатка — а вовсе не «храм» или «хоромы». Палатка — это устойчивый образ временного жилища, которое не обещает полноценного комфорта, но лишь обеспечивает минимальные условия для выживания. Давайте попробуем внимательнее всмотреться в этот образ и понять, чему мы можем от него научиться.
Во-первых, мудрый путешественник никогда не будет относиться к палатке пренебрежительно, абы как. Казалось бы, какая разница — ну подумаешь, где-то дыра, где-то крепёж потерян, верёвки перетёрлись — всё равно это ведь временное пристанище! Однако любая мелочь может обернуться трагическими последствиями в случае серьёзной непогоды. «Палатка» нашей души — тело — тоже требует вдумчивого отношения, иначе может нас подвести в самый неподходящий момент.
Второе, что хочется отметить — хорошая палатка от плохой прежде всего отличается... весом. Все производители туристического снаряжения постоянно соревнуются друг с другом, кто сумеет сделать самую лёгкую палатку без ущерба надёжности и функциональности. И это понятно: каждый дополнительный грамм груза при подъёме становится очень значимым весом.
Что же такое «лёгкая» палатка и «тяжёлая» в приложении к нашей жизни? Речь, конечно же, не о физическом весе тела — хотя и не без этого. В расширенном смысле «палатка» нашей жизни — это не только тело, но и всё, в чём и чем мы живём. Наши связи, быт, обычаи, привычки и многое другое — это тоже наше «тело». Чем проще и «легче» всё это будет — тем меньшую тяжесть мы будем таскать на наших плечах.
И, наконец, последнее. Вернусь к примеру моего друга, который готовился к восхождению в условиях гипоксии, ночуя в квартире в палатке. Благодаря этой тщательной подготовке его подъём прошёл без сучка и задоринки: тело, натренированное в домашних условиях, быстро перестроилось на нужный режим уже в суровой реальности гор. К чему я веду? Дерзну предположить, что жизнь христианина от жизни обычного, далёкого от веры, человека, отличается также, как жизнь в простой палатке, от жизни в палатке, обеднённой кислородом. Едва ли кто-то захочет ставить дома палатку просто ради того, чтобы в ней жить. Но когда перед тобой есть заветная цель — тогда совсем другое дело! И гипоксия будет желанна для достижения цели.
Хочется пожелать всем нашим радиослушателям в замечательный праздник Преображения ощутить всем сердцем прикосновение Божественного Света, после которого даже самая продолжительная подготовка к духовному восхождению станет желанной и вдохновляющей!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
5 февраля. «Смирение»

Фото: Ryoji Iwata/Unsplash
Смирение открывает ученику Христову непостижимое величие Господа, Который, Единый имея бессмертие, пребывает в неприступном свете Своего Божества. Так свидетельствует об этом апостол Павел. Духовный взор, обращённый внутрь сердца, к Создателю, тотчас приводит нас к смиренному постижению своей малости и ничтожества пред Богом. Нося в уме и чувстве сознание того, как велик и совершенен Творец, душа начинает уразумевать, сколь хорошо и спасительно ей смиряться в очах Господа.
Ведущий программы: Протоиерей Артемий Владимиров
Все выпуски программы Духовные этюды
Книжный марафон. Светлана Чехова
Несколько лет назад я бросила себе вызов. Приняла участие в необычном книжном марафоне. 52 книги за 52 недели. По одной в неделю. Целый год погружения в чтение. Признаюсь, это было нелегко, порой приходилось осиливать внушительные объёмы страниц, но именно тот год подарил мне не просто привычку, а настоящую, неугасающую любовь к книгам и бесценный багаж знаний, который помог качественно преобразить мою жизнь.
Выбирая книги для этого марафона, я решила отдать предпочтение духовной, классической и научной литературе. Составила список и приступила к чтению.
Одной из первых книг был труд святителя Луки Крымского «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это не просто автобиография, но и проникновенный рассказ о жизненном пути, полном испытаний, лишений и непоколебимой веры. Откровение души, прошедшей через горнило страданий и обретшей в них удивительную силу и чистоту.
Святитель Лука описывает свой путь от врача до архипастыря сквозь бури безбожного времени. Его рассказ пронизан искренностью и любовью к России, к Церкви, к своим пациентам.
Особенное внимание в книге уделяется периоду гонений. и репрессий, которым святитель Лука подвергался за свою веру. Он рассказывает о тюремных заключениях, ссылках, допросах, о клевете и предательстве. Но даже в этих нечеловеческих условиях он не терял веры, продолжал молиться и помогать людям.
Для меня Пример Святителя Луки стал ярким свидетельством силы духа, способной преодолеть любые испытания.
Не могла я не включить в свой список произведения Федора Михайловича Достоевского. Мне всегда нравилась его способность проникать в самые потаённые уголки человеческой души. В «Преступлении и наказании» Федор Михайлович не боится показывать уродство, низость, отчаяние. Но даже в этой тьме он всегда находит проблески веры в то, что человек способен на раскаяние и возрождение.
Первые недели марафона пролетали в вихре новых мыслей и осознаний. Классика требовала вдумчивого чтения, научные труды — переосмысления привычных представлений о мироздании, а духовная литература — погружения в глубины собственной души.
Быстро пролетел год, а вместе с ним — 52 прочитанные книги. Некоторые научили меня мудрости, другие вдохновили на перемены. А чтение духовной литературы стало неотъемлемой частью жизни. Ведь именно наставления святых и конечно, Священное писание показывают нам путь ко спасению.
Хорошо о пользе чтения сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Когда внимание души занято чтением и размышлением о прочитанном, она не опутывается сетями вредных помыслов».
Автор: Светлана Чехова
Все выпуски программы Частное мнение
5 февраля. О жизни и творчестве Вадима Шершеневича

Сегодня 5 февраля. В этот день в 1893 году родился поэт Вадим Шершеневич.
О его жизни и творчестве — настоятель московского храма Живоначальной Троицы на Шаболовке протоиерей Артемий Владимиров.
Полна событий, драматичных и даже трагических, жизнь творческих людей на пересечении двух столетий. Вадима Шершеневича характеризует самобытный талант. Будучи творческим оппонентом Маяковского, он перепробовал многие школы и направления, прежде чем выработал собственный оригинальный стиль.
Шершеневич, уже как зрелый поэт, имел огромную популярность в предреволюционной России. Не отнять у него знания европейских языков. Он был человеком, который послужил и во время Великой Отечественной войны, участвуя в литературных концертах на оборонных заводах, госпиталях Барнаула, где и скончался от двустороннего туберкулёза легких.
Сегодня, пожалуй, только специалисты по истории литературы хорошо знают творчество этого поэта. Между тем многие его новаторские произведения опираются на прекрасное гуманитарное образование. Вадиму Шершеневичу не откажешь ни в уме, ни в чувстве прекрасного.
Хотя человек своего времени, он, увы, будучи далеким от богопознания и богообщения, отдал дань тем легкомысленным настроениям, которые, наверное, препятствовали ему впоследствии найти мир с Господом, найти Христа, живого Бога, в собственном сердце.
Мы, изучая Серебряный век, видим, что люди того времени отличались систематическим образованием, глубокой образованностью, но им трудно было пробиться через их собственное эгоистическое «я» к свету смирения, любви и надежды на божественную благодать по вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема











