Талантливый преподаватель — Сергей Александрович Рачинский — создатель авторской методики для сельских школ, благотворитель, уделявший большое внимание делам милосердия.
Родился Сергей Александрович в 1833 году в дворянской семье. В 1849 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. А спустя несколько лет Рачинский защитил диссертацию по ботанике. В 1867 году Сергей Александрович уехал из Москвы и поселился в Татево, где он и нашел свое призвание педагога. Он посвятил свою жизнь воплощению идеи русской национальной школы, основанной на принципах нравственности и православном мировоззрении.
Как описывала школу Рачинского для крестьянских ребят его родственница Ксения Александровна Боратынская?

В Государственной Третьяковской галерее хранится очень известная картина художника Николая Богданова-Бельского. Называется она «Устный счёт». В просторной комнате с дощатыми стенами и печкой идёт урок математики. Ученики — крестьянские ребятишки. Это можно понять по их одежде — старенькие, кое-где прохудившиеся косоворотки, стоптанные лапти. На доске мелом написан длинный пример с дробью. Мальчишкам нужно решить его в уме. На их лицах — сосредоточенность, интерес, творческий поиск. А в уголке на скамье сидит учитель. Интеллигентный, в строгом чёрном костюме. Ребята окружили его, и наперебой делятся догадками. Видно, что они очень любят своего преподавателя. Так художник Богданов-Бельский изобразил урок в сельской школе, которую организовал педагог, просветитель и учёный, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский. Его учеником когда-то был и сам живописец.
Вот как описывала школу Рачинского для крестьянских ребят его родственница, Ксения Александровна Боратынская. «На двери — образ Спасителя, благословляющего детей. Класс человек на 70, по стенам увешан иконами и рисунками учеников. Направо от класса — комната, где в продолжении двадцати лет жил сам Рачинский, и где постелью ему служил соломенный тюфяк». Сергея Александровича называли педагогом-подвижником. Он посвятил жизнь воплощению идеи русской национальной школы, основанной на принципах нравственности и православном мировоззрении.
Сергей Рачинский родился в 1833 году в дворянской семье. Детство Серёжи прошло в родительской усадьбе Татево под Тверью, окружённой лесом и лугами. Неудивительно, что Сергей с детства полюбил природу. Для него она была видимым присутствием Бога на земле, Его непостижимым творением. Как радовался Серёжа, когда приходил на Троицу в храм, а там всё утопало в зелени — пол был устлан травой, а иконостас украшен берёзовыми ветками. Он хотел изучать природу. И в 1849 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Спустя несколько лет Рачинский защитил диссертацию по ботанике. Не меньше, чем науке, Сергей Александрович уделял внимание делам милосердия. Организовал в институте комитет помощи бедным студентам.
Главным же детищем Сергея Рачинского стали сельские школы, работающие по его авторской методике. В 1867 году Сергей Александрович уехал из Москвы и снова поселился в Татево. Однажды любопытства ради он заглянул в местный класс на урок арифметики. И заметил, что дети совсем не слушают учителя. Отвлечённое, сухое изложение предмета было им неинтересно. Тогда Рачинский попросил разрешения самому провести занятие. И случилось чудо: глаза ребятишек загорелись, они с увлечением включились в урок. Так Сергей Александрович нашёл своё призвание.
Весь день, с утра до вечера, Рачинский проводил с учениками. Собирались рано — в 6 часов, и все вместе читали утренние молитвы. Потом — общая трапеза. В 9 начинались уроки. Затем обед, игры на свежем воздухе. Ученики Рачинского пели в церкви на клиросе. Педагог даже разработал уникальную и успешную методику лечения заикания с помощью церковного пения.
Вместе с учителем ребята несколько раз в год совершали пешее паломничество в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. В школе царил по-настоящему братский дух. Рачинский при этом не только финансировал учреждение и преподавал в нём. Он выполнял ещё и функции завхоза, и дворника. Кое-кто посмеивался: мол, Рачинский служит своим крестьянам. А Сергей Александрович был рад это делать. Все, кто был с ним знаком, вспоминали о его удивительном даре любви к ближнему. Сохранилось письмо Рачинскому от его бывшего ученика, крестьянина Никифора Осипова. Он писал: «Когда ни стану перед Богом на молитву, то готов сам себя отдать Богу за тебя, Сергей Александрович! Ты нам будешь отец, а мы дети твои».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Любовь к врагам». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о христианском понимании любви и почему Господь заповедал любить не только ближних, но и врагов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Ипатово (путешествие по городу)

Ипатово — небольшой городок на севере Ставропольского края. До середины девятнадцатого века здесь, на берегах реки Калаус, проживали ногайцы — кочевой тюркский народ. Во время Крымской войны 1856 года они мигрировали в Османскую империю. Пустующие территории заняли переселенцы из Воронежской, Харьковской и Полтавской губерний Российской империи. Так образовалась станица Чемрек. В 1870 году православные построили здесь церковь в честь праздника Рождества Богородицы. Село быстро росло и развивалось за счёт успешного виноградарства. Это отразилось в названии — в 1880 году Чемрек был переименован в Винодельное. Духовной опорой для жителей служил основанный в 1909 году монастырь во имя Казанской иконы Божией Матери. Эту обитель разорили большевики после революции 1917-го. Разрушили они и церковь Рождества Богородицы. При советской власти посёлок получил имя революционера Петра Ипатова и статус города. Много лет в нём не было ни одного храма. Лишь в начале двадцать первого столетия в Ипатове началось строительство церкви. В 2013 году святейший патриарх Кирилл торжественно освятил её в честь праздника Вознесения Господня.
Радио ВЕРА в Ипатове можно слушать на частоте 105,3 FM
Псалом 73. Богослужебные чтения

У опытных пловцов-ныряльщиков существует набор различных способов, как выйти живым из опасных ситуаций. Одно из правил — чтобы всплыть, нужно найти точку опоры и оттолкнуться. Но для этого в ряде случаев приходится набраться храбрости и опуститься несколько глубже желаемого. Озвученное правило проявляет себя и в духовной жизни. Как? Давайте узнаем, послушав псалом 73-й, что читается сегодня во время богослужения.
Псалом 73.
Учение Асафа.
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплётшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своём: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским;
15 Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетённый посрамлённым; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.
22 Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Псалом 73-й был написан Асафом — религиозным старейшиной народа еврейского в эпоху Вавилонского плена. Услышанное нами библейское произведение буквально пропитано чувством скорби, разочарования. Мы, смотря вместе с Асафом на современные ему события, проникаемся его глубочайшей печалью. Царство иудейское разгромлено Вавилоном, храм Божий, который строил Соломон и в котором явным образом Господь присутствовал, разграблен и разрушен. Иудеи насильно депортированы на чужбину, где теперь находятся в рабстве. Но это полбеды, на самом деле.
Ещё больше всего перечисленного Асафа угнетает следующий факт. Господь не посылает Своему народу никакого утешения. Не появились пророки, никто не возвещает волю Божию, не указывает, как это было раньше, как следует поступать. Да, в прошлом пророков не слушали, от них отворачивались, и поэтому ветхозаветные иудеи теперь находятся на руинах собственной цивилизации. Но урок усвоен, теперь все готовы слушать пророков. А их нет!
И Асаф берёт на себя дерзновение от лица народа просить у Бога утешения. Он сначала описывает всю тяжесть сложившейся ситуации, признаёт неправоту иудеев, рассказывает Богу о преступлениях захватчиков. А затем Асаф начинает восхвалять величие Господа. Это всё выглядит очень по-восточному. Мы имеем тут дело с высокой ближневосточной риторикой. Но речь не идёт о лукавстве. Нет. Псалом Асафа наполнен покаянием и признанием одного очень простого, но важного факта. Люди, в отличие от Бога, слабовольны и склонны делать ошибки. И именно поэтому им необходима опора в лице Господа могущественного и милостивого.
Поэтому Асаф и вспоминает о завете, который Господь заключил с Авраамом, и просит не разрывать этот договор. Но вступиться за людей, которые, да, плохо верили, неблагочестиво себя вели, забывали Бога и предавали Его, но теперь пришли в себя, теперь всё поняли. Асаф, в частности, пишет: «нищий и убогий да восхвалят имя Твоё. Восстань, Боже, защити дело Твоё». Молитва старейшины была услышана. Вавилонский плен закончился, не уничтожив ветхозаветных евреев.
В нашем прошлом тоже было что-то похожее. 70 лет безбожия и гонений на Церковь оставили шрам на нашей истории. Тогда существовала реальная опасность, что вера православная иссякнет, исчезнет. Но кто-то, подобно Асафу, в те мрачные дни молился о сохранении нашего народа. И эта покаянная молитва Богом была услышана.