Талантливый преподаватель — Сергей Александрович Рачинский — создатель авторской методики для сельских школ, благотворитель, уделявший большое внимание делам милосердия.
Родился Сергей Александрович в 1833 году в дворянской семье. В 1849 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. А спустя несколько лет Рачинский защитил диссертацию по ботанике. В 1867 году Сергей Александрович уехал из Москвы и поселился в Татево, где он и нашел свое призвание педагога. Он посвятил свою жизнь воплощению идеи русской национальной школы, основанной на принципах нравственности и православном мировоззрении.
Как описывала школу Рачинского для крестьянских ребят его родственница Ксения Александровна Боратынская?

В Государственной Третьяковской галерее хранится очень известная картина художника Николая Богданова-Бельского. Называется она «Устный счёт». В просторной комнате с дощатыми стенами и печкой идёт урок математики. Ученики — крестьянские ребятишки. Это можно понять по их одежде — старенькие, кое-где прохудившиеся косоворотки, стоптанные лапти. На доске мелом написан длинный пример с дробью. Мальчишкам нужно решить его в уме. На их лицах — сосредоточенность, интерес, творческий поиск. А в уголке на скамье сидит учитель. Интеллигентный, в строгом чёрном костюме. Ребята окружили его, и наперебой делятся догадками. Видно, что они очень любят своего преподавателя. Так художник Богданов-Бельский изобразил урок в сельской школе, которую организовал педагог, просветитель и учёный, профессор Московского университета Сергей Александрович Рачинский. Его учеником когда-то был и сам живописец.
Вот как описывала школу Рачинского для крестьянских ребят его родственница, Ксения Александровна Боратынская. «На двери — образ Спасителя, благословляющего детей. Класс человек на 70, по стенам увешан иконами и рисунками учеников. Направо от класса — комната, где в продолжении двадцати лет жил сам Рачинский, и где постелью ему служил соломенный тюфяк». Сергея Александровича называли педагогом-подвижником. Он посвятил жизнь воплощению идеи русской национальной школы, основанной на принципах нравственности и православном мировоззрении.
Сергей Рачинский родился в 1833 году в дворянской семье. Детство Серёжи прошло в родительской усадьбе Татево под Тверью, окружённой лесом и лугами. Неудивительно, что Сергей с детства полюбил природу. Для него она была видимым присутствием Бога на земле, Его непостижимым творением. Как радовался Серёжа, когда приходил на Троицу в храм, а там всё утопало в зелени — пол был устлан травой, а иконостас украшен берёзовыми ветками. Он хотел изучать природу. И в 1849 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Спустя несколько лет Рачинский защитил диссертацию по ботанике. Не меньше, чем науке, Сергей Александрович уделял внимание делам милосердия. Организовал в институте комитет помощи бедным студентам.
Главным же детищем Сергея Рачинского стали сельские школы, работающие по его авторской методике. В 1867 году Сергей Александрович уехал из Москвы и снова поселился в Татево. Однажды любопытства ради он заглянул в местный класс на урок арифметики. И заметил, что дети совсем не слушают учителя. Отвлечённое, сухое изложение предмета было им неинтересно. Тогда Рачинский попросил разрешения самому провести занятие. И случилось чудо: глаза ребятишек загорелись, они с увлечением включились в урок. Так Сергей Александрович нашёл своё призвание.
Весь день, с утра до вечера, Рачинский проводил с учениками. Собирались рано — в 6 часов, и все вместе читали утренние молитвы. Потом — общая трапеза. В 9 начинались уроки. Затем обед, игры на свежем воздухе. Ученики Рачинского пели в церкви на клиросе. Педагог даже разработал уникальную и успешную методику лечения заикания с помощью церковного пения.
Вместе с учителем ребята несколько раз в год совершали пешее паломничество в Нило-Столобенскую пустынь на озере Селигер. В школе царил по-настоящему братский дух. Рачинский при этом не только финансировал учреждение и преподавал в нём. Он выполнял ещё и функции завхоза, и дворника. Кое-кто посмеивался: мол, Рачинский служит своим крестьянам. А Сергей Александрович был рад это делать. Все, кто был с ним знаком, вспоминали о его удивительном даре любви к ближнему. Сохранилось письмо Рачинскому от его бывшего ученика, крестьянина Никифора Осипова. Он писал: «Когда ни стану перед Богом на молитву, то готов сам себя отдать Богу за тебя, Сергей Александрович! Ты нам будешь отец, а мы дети твои».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться делать замечания правильно? Как высказывая заслуженные претензии ближним, не обидеть их и не оскорбить? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Если человек согрешил, то его необходимо исправить. Примерно такой смысл можно увидеть в только что прозвучавшем отрывке послания апостола Павла. Как исправить? Понятное дело, как. Подойти и сказать ему, что он что-то сделал не так, как правильно. Кажется, всё проще простого. Но вот только на практике подобное никогда не получается сделать нормально. Либо я сам не могу нормально сделать замечание. Внутри шевелятся раздражение и неприязнь, а бывает ловлю себя на чувстве превосходства и тщеславии. Либо человек принимает всё сказанное в штыки, и я начинаю от этого заводится. В любом случае возникает напряжение, а иногда происходит даже скандал.
Апостол Павел в курсе этих особенностей человеческой натуры. Он прекрасно знает, как работает наш эгоизм и на какие выкрутасы он способен. А потому он добавляет, что необходимо не просто исправлять. Но исправлять в духе кротости. Что это за дух такой? Кротость — это особое качество души, которое нередко противопоставляют гневливости. В кротком человеке нет сопротивления другим людям. Он не встаёт на дыбы, если что-то вдруг идёт не по его сценарию. В нём пропадает свойственная многим из нас тяжеловесность. Его словно становится мало. Он становится мягким и тихим. Почти прозрачным. Как правило такие люди — это люди поступка. И все их дела приносят окружающим максимальную пользу. И вот если такой человек говорит, то его слова не цепляют и не ранят окружающих. Не оставляют на их сердце едкую горечь. Даже если это слова замечания и обличения.
Дух кротости, точно так, как и дух любви, милости, смирения и долготерпения, — это подарок от Бога. Это особое действие в нашем сердце божественной благодати. А потому естественным образом он не возникает в душе. Для этого необходимо потрудиться. Каким же образом? Апостол даёт ответ — «наблюдая за собой». Есть такая важная духовная закономерность. Если человек ведёт духовную жизнь, если он ежеминутно отслеживает, что происходит в душе у него самого, пытается разобраться в глубинных мотивах и целях своих собственных чувств, мыслей, слов и поступков, он становится мягким и снисходительным к окружающим. Он видит, что сам далёк от совершенства. В нём самом есть те недостатки, которые присутствуют в других людях. И он это признаёт не умом, не абстрактно. Он ощущает это всем своим существом. Поэтому он десять раз подумает перед тем, как выпалить свои претензии окружающим. Но даже если скажет, то скажет словно о себе. Словно поделится своим опытом, как он сам справляется с собственными дефектами и немощами.
А потому зачастую человек кроткий пребывает в молчании. В первую очередь он сосредоточен на работе с собственной душой. У него нет никакого желания что-то кому-то доказывать, объяснять или поучать. Это нарушает тот хрупкий мир, который живёт у него внутри. И если он и делает это, то лишь потому, что сами люди обращаются к нему и просят рассказать, как он смог добиться таких результатов в духовной жизни и приобрести такое мирное внутреннее состояние.
К этому призваны и мы с вами. Больше наблюдать за собой. За движениями собственного сердца, за чувствами, мыслями, словами и поступками. То есть заниматься тем, что христианские подвижники называли душевным деланием. И тогда однажды мы заметим, что ровно в той степени, в какой мы проявляем усердие в этой работе, нам меньше хочется высказывать ближним свои претензии. Нам стало легче нести бремя их недостатков. Они просто перестали нас особо волновать. А люди, ощущая это, тянутся к нам, просят у нас совета и внимательно прислушиваются к нашим словам.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 6. Богослужебные чтения
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. У каждого человека есть друзья и недруги. У кого-то больше одних, у кого-то других. Задумываясь о недругах, мы понимаем, что их можно нажить плохим поведением, но можно, как ни странно, хорошим. Такое тоже бывает. Иногда кажется, что с ними так трудно, что молиться за них и уж тем более желать им добра совсем не получается. И всё же должен быть в нашей молитве один элемент, о котором никак нельзя забывать. Порассуждать о нём подробнее можно на примере 6-го псалма, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 6.
1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.
2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоём наказывай меня.
3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены;
4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе?
5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей,
6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?
7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе моё, слезами моими омочаю постель мою.
8 Иссохло от печали око моё, обветшало от всех врагов моих.
9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего,
10 услышал Господь моление моё; Господь примет молитву мою.
11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.
Помню разговор с одним знакомым священником, который рассказывал мне о своём подходе к теме вражды и неприязни. Сам он старается сознательно ни с кем не враждовать и с чувством неприязни бороться, но и когда с ним кто-то враждует, говорит: «Пытаться нравиться всем — безнравственно. Это означает, что ты никакой: ни собственных убеждений, ни принципов, которые ты способен отстаивать». Действительно, если кто-то испытывает к нам неприязнь или даже враждует с нами, обычно мы расстраиваемся и пугаемся, хотя поступать надо совершенно иначе. Начать надо не с переживания о чужом мнении, а с вопроса к самому себе, что с тобой на самом деле, прав ты или нет. Если неправ, найти возможность извиниться и исправиться. Если прав, подумать о том, как жить мирно, сохраняя верность правде. Наконец, если сомневаешься, спроси совета, если же твоя совесть чиста, а человек продолжает враждовать, наберись терпения, но от правды не отступай.
Псалом 6-ой, который мы сейчас услышали, передаёт переживания царя и пророка Давида, находящегося в тяжёлой ситуации. Судя по тексту, проблемы и бедствия окружили его со всех сторон. Он ощущал на себе гнев Божий за грех, страдал от телесной болезни и от нападения врагов. Состояние его было так тяжело, что он буквально был на грани смерти. Однако при этом псалмопевец не потерял доверия Богу. Царь не просто просит о возвращении добрых отношений, но говорит: спаси меня ради милости Твоей. То есть знает, что гнев Божий — не гнев человеческий, он не противоречит милости и любви, но даже в определённом смысле является выражением этой любви в отношении грешника. И эта уверенность в Боге помогает Давиду не отчаиваться. Страдая физически и эмоционально, он изменился и духовно вернулся к Творцу, почему и не хочет иметь ничего общего с беззаконными. «Удалитесь от меня, — говорит он им, — ибо Бог услышал мой плач и примет мою молитву». Однако в контексте разговора о врагах важно обратиться к последнему стиху. В отличие от многих других псалмов, в данном случае автор немногословен. Однако те короткие прошения, которые он озвучивает, очень важны. Во-первых, он просит поразить врагов стыдом и страхом. И надо понимать, что стыд в ветхозаветном контексте — это публичное обрушение надежд, это позор, связанный с тем, что Бог смиряет человека на неправильном пути. Страх — это внутреннее переживание, это боязнь за своё будущее. Но дальше ещё интереснее, ведь Давид просит, чтобы враги обратились, когда будут опозорены. А обращение в еврейском — это далеко не всегда просто разворот — это изменение направления деятельности и мысли. И как Бога Давид в начале псалма умоляет обратиться, то есть сменить гнев на милость, так теперь, молясь о вразумлении врагов, просит о том, чтобы развернулись, то есть покаялись, они. Именно так должны быть выстроены молитвы о врагах, даже желая им испытаний, не следует делать этого из мести, но только из желания их покаяния и исправления.
Псалом 6. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 6. (Церковно-славянский перевод)
«О христианах и христианстве». Архимандрит Симеон (Томачинский)
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наш ведущий диакон Игорь Цуканов вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе трактата святителя Григория Нисского «...О том, что значит имя и название „христианин“» говорили о том, каким надо стремиться быть христианину, а также о смыслах христианства.
Разговор шел о том, как и в чем мы можем подражать Христу, почему христианин призван к совершенству и о чем стоит помнить на пути духовного развития.
Ведущий: Игорь Цуканов
Все выпуски программы Почитаем святых отцов











