
Главный хирург московского клинического военного госпиталя имени Бурденко, Николай Алексеевич Богораз, осторожно ступая, открыл дверь в палату. Он собирался проведать пациента, которому недавно ампутировали ноги после тяжёлого ранения на фронте — был 1943 год, шла Великая Отечественная война. Взору доктора предстала неожиданная картина: солдат, подтянувшись на руках, свесился в открытое настежь окно, которое находилось прямо над кроватью. Николай Алексеевич окликнул пациента. Тот обернулся, руки от неожиданности ослабели, и он с тяжёлым вздохом упал на койку. Из глаз его катились слёзы. «Доктор, лучше бы мне умереть. Какая жизнь без ног?!» — простонал он. Богораз посмотрел на него спокойным долгим взглядом. А потом закатал штанины своих брюк. И солдат с изумлением увидел, что вместо обеих ног у хирурга были... протезы.
8-е сентября 1920 года Николай Алексеевич запомнил на всю жизнь. Он тогда работал в Ростове-на-Дону. Было около полудня. Богораз торопился в госпиталь. Трамвай подошёл переполненный — люди едва не вываливались из дверей. Доктор улыбнулся: что ж, придётся вспомнить молодость и проехаться на подножке. Лихо вскочил, а в следующую секунду нога соскользнула. Он не смог удержаться, и в мгновение ока очутился на рельсах, прямо под колёсами вагона. Трамвай тронулся... В ожидании неотложки тяжело травмированный хирург сумел самостоятельно остановить кровотечение. Потом была операция. Николай Алексеевич лишился обеих ног.
Богораз лежал на больничной кровати и перед мысленным взором доктора проносилась вся его жизнь. Он родился в 1874 году в Таганроге, в семье бедного учителя-еврея. В 13 лет будущий доктор, а вместе с ним и его отец, приняли крещение и перешли из иудаизма в православие. Врачом Богораз хотел стать с детства. Окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию. В 1909 году Николай Алексеевич защитил докторскую диссертацию и получил звание профессора медицины. Он стажировался в лучших клиниках Европы. Но через несколько лет вернулся в Россию несмотря на то, что на родине поменялась власть и шла Гражданская война.
Доктор делал невозможное: заново собирал пострадавшие органы. Восстанавливал кости, суставы и даже сосуды. Он стал одним из основоположников восстановительно-пластической хирургии, в которой достиг невиданных высот. К нему приезжали пациенты со всей страны и даже из-за границы. В служении людям был весь смысл жизни Николая Алексеевича. А что же теперь? Неужели придётся оставить своё призвание? Какой же из него, безногого, хирург?
Однако очень скоро в коридорах клиники коллеги снова с изумлением увидели профессора. На инвалидной коляске он... совершал обход больных! Через шесть месяцев после ампутации доктор Богораз впервые сделал сложную операцию, выстояв несколько часов на протезах. Он снова включился в работу. Сначала входил в операционную, опираясь на плечи коллег. Но очень скоро стал держаться на протезах так, что люди даже не догадывались о его недуге. А узнав, очень удивлялись. Как например, генерал Григорий Пласков, которого Богораз оперировал во время Великой Отечественной войны. Он описывал хирурга как доброго, душевного, полного жизни человека, которого искренне любили и пациенты, и коллеги. Одна из медсестёр, ассистировавших Богоразу во время операций, вспоминала: «В клинике лечились фронтовики после ранений — с ампутациями, с ожогами, в том числе и девушки. Пример доктора был для них, да и для всех нас, бесценен...»
«Пусть потеряны ноги, — говорил Николай Алексеевич Богораз, — но остались глаза, чтобы наблюдать окружающий мир. Остался мозг, чтобы систематизировать знания. Остались руки, чтобы творить на благо человечества».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема