В доме пятигорского архитектора Андрея Николаевича Клепинина уже несколько дней ходили на цыпочках и говорили полушёпотом. Боялись побеспокоить Диму — маленького сына Клепининых. Он родился 14 апреля 1904 года, и спустя буквально несколько месяцев заболел воспалением лёгких. Для такого малыша недуг стал тяжёлым испытанием. Мать, Софья Александровна, не отходила от сына. Внезапно мальчику стало хуже. Он начал кашлять и, казалось, задыхался. Послали за доктором. Но когда тот приехал, ребёнок едва дышал. Ничего уже нельзя было сделать, и врач призвал родителей смириться с Божьей волей. Они не роптали — только плакали, стоя над маленькой детской кроваткой. Софья Александровна сложила холодные пальчики сына щепотью и, водя его ручкой, осенила крестом. Младенец вдруг глубоко вздохнул. Открыл глаза и громко заплакал. Бог сотворил чудо. Дима преодолел кризис и постепенно пошёл на поправку.
Всю жизнь Дмитрий чувствовал на себе это материнское благословение. Оно было с ним в самые тяжёлые минуты — во время фашистской оккупации, на допросах в подвалах немецкого концлагеря. Благодаря своей маме Дмитрий выбрал и путь служения Богу — он стал священником. «Боголюбивая и человеколюбивая», — так говорили о Софье Александровне близкие и друзья. Эти материнские качества с самого детства впитал в свою душу и Дмитрий.
Болезнь, перенесённая в детстве, ослабила его здоровье. Мальчик не мог принимать участие в активных и шумных играх сверстников. Приятелями его становились дети, которые, как и он, были слабыми и болезненными. Софья Александровна помогала сыну и его друзьям не чувствовать себя отверженными. Она с радостью принимала их в своём доме, угощала и устраивала для ребят развлечения. Рядом с мамой Дмитрию всегда было тепло. Он любил слушать её спокойный, ласковый голос, когда по вечерам она читала детям Евангелие. С самого раннего детства Софья Александровна приучила Диму к молитве. Часто они садились рядышком за стол и переписывали из Молитвослова в особую тетрадь свои любимые молитвы. А потом вместе читали их перед иконами.
Мать и сын проводили много времени в весёлых домашних играх. Дима очень любил изображать животных. Особенно хорошо ему удавалось подражать собакам. Мальчик нюхал носом воздух, вертел головой — и оба смеялись до упаду. Иногда по вечерам Софья Александровна музицировала на фортепиано. Дима был её самым внимательным и преданным слушателем.
Незадолго до Октябрьской революции семья перебралась в Одессу. Когда к власти пришли большевики, в городе начались беспорядки. Однажды чекисты пришли в дом Клепининых и... арестовали Софью Александровну как пособницу царского режима. Видимо, за то, что некоторое время женщина служила в городском мировом суде. Арест матери потряс Дмитрия. В поисках утешения он пошёл в храм и долго молился Богу о том, чтобы мама вернулась домой. Софью Александровну отпустили. Однако после этого случая Клепинины решили покинуть советскую Россию. В 1921-м они эмигрировали и обосновались в Сербии. А через год Софья Александровна скоропостижно скончалась. Разбирая бумаги матери, Дмитрий нашёл листок с молитвой о детях, которую незадолго до смерти, по старой семейной традиции, она записала. Сверху, над текстом, стояло посвящение — «сыну Диме». Кончина Софьи Александровны потрясла Дмитрия и стала поворотным моментом в его жизни. Стоя у её могилы, он впервые почувствовал в себе духовное призвание. Об этом он писал одному из своих близких друзей: «Я пришел на могилу моей матери с тяжелым игом житейским, и все казалось таким безысходным. Но на память пришли слова Спасителя: придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (Е). Возьмите иго Моё на себя и обретёте покой душам вашим. Ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко».
В 1937 году, Дмитрий Клепинин принял священный сан. А вскоре началась Вторая Мировая война. Отец Димитрий стал активным участником движения Сопротивления. Фашисты арестовали его и бросили в концлагерь Дора-Миттельбау. В бараке лагеря смерти отец Димитрий Клепинин вспоминал мать, о которой писал в своих дневниках: «Как я рад, что ты знала, что я тебя люблю! Помоги мне идти по пути, угодному Господу. Будь со мной».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова