2 Кор., 175 зач., IV, 1-6
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Оказывались ли вы в ситуации, когда надо другому человеку донести очень важную для него истину — причем, возможно, не самую приятную? Как лучше поступить — адаптировать её к конкретному человеку, «переупаковать» так, чтобы он мог с лёгкостью её принять — или, напротив, оставить, как есть — и всего лишь озвучить её? На этот непростой вопрос апостол Павел предлагает свой ответ в 4-й главе 2-го послания к Коринфянам.
Глава 4.
1 Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем;
2 но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.
3 Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих,
4 для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
5 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса,
6 потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
Дерзну предположить: не особо мог понравиться однозначный ответ апостола — истину надо говорить прямо и просто. Только в этой искренности и может проявиться её подлинная сила. Чем больше «покрывал истолкования» мы набрасываем на истину, тем сложнее добраться до её сути.
И вот я прямо слышу повисший в воздухе вопрос: «Батюшка, а вы сами-то чем здесь занимаетесь? Не комментариями ли? Не истолкованиями ли? Или вы не замечаете, что сами себе противоречите?»... Ну ладно. Ну поймали. Только правда подловили ли? Давайте разбираться.
О какой истине говорит апостол Павел? Ответ — в завершающем стихе: «мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа». Истина — в своём самом прямом, буквальном смысле — действительно проста: Христос — Сын Божий, вырвавший нас Своей крестной жертвой из лап смерти и диавола. И эта истина не нуждается ни в каких перетолковываниях. Она либо принимается, как есть — либо отвергается. Почему — другой вопрос. Именно вокруг этой истины и вращаются все слова Писания — за какое ни потяни, а в итоге мысль приведёт нас к этой самой главной истине христианства.
Но значит ли это, что эта Истина с прописной буквы — то есть Сам Христос — упраздняет собой все прочие истины со строчной буквы? Да, Христос Спаситель — Свет миру — Солнце Правды — но разве мы ослеплены этим Светом? Да, этот свет можно отказаться принимать и закрыть глаза. Темнота гарантирована. Причем сам по себе свет от этого никуда не исчезает. Изменяются лишь отношения между конкретной личностью и Светом. Но, приняв Свет, согласившись всё видеть благодаря Ему — мы вовсе не оказываемся ослеплёнными Им — напротив: именно благодаря этому Свету мы становимся способны различать всё многообразие, всю красочность, всю яркость и сложность бытия. Одна Главная Истина становится условием видения нами множества других истин — которые, как раз, и предполагают работу нашего сознания и языка. Вот где и открывается простор для синергии — соработничества между Божественным Светом и человеческим умом и сердцем: «подсвеченные» «Большой Истиной» малые «истины», словно капли утренней росы в лучах восходящего солнца, начинают играть всеми немыслимыми красками и оттенками, и созерцающий эти капли не только по-новому опознаёт всего лишь обычную воду, но и исполняется восторга, восхищения и благодарности к Тому, Кто всю эту красоту и гармонию создал — и не только создал, но и нас, человеков, сделал способными к восприятию!
Вывод, к которому сегодня подталкивает нас апостол, очевиден: главная истина о Христе не нуждается в «истолковательных покрывалах», потому что сама в себе имеет свою собственную, не нашу, не человеческую, силу. А вот всё то, что открывается благодаря ей — даёт нам безграничный простор для упражнения нашего ума и сердца в понимании всей мудрости и красоты бытия!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.
24 ноября. О личности Александра Суворова
Сегодня 24 ноября. В этот день в 1729 году родился русский полководец Александр Суворов.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
24 ноября. О материнстве
Сегодня 24 ноября. В России отмечается День матери.
О материнстве, — священник Алексий Тимаков.