
Я начну с фрагментов двух стихотворений, написанных девятнадцатилетним московским юношей в 1972 году Сашей Казинцевым. Он тогда только-только поступил учиться на факультет журналистики Московского университета.
Вот — финал первого стихотворения: «...и что бы значила моя душа / и никому не нужные печали, / когда бы облака не посещали, / высотною прохладою дыша».
И — сразу же — конец другого этюда: «...и в блаженные эти мгновенья / всё мне кажется — это за нас / мир громадный и полный значенья / обращён в благодарственный глас».
В конце 2020 года 67-летний Александр Казинцев отошел к Господу.
В столичном литературном поле его справедливо числили «почвенником», в течение долгих четырех десятилетий Александр Иванович работал в редакции журнала «Наш современник». О том, что он когда-то был поэтом и поэтом хорошим, примечательным — знали немногие. Первая в его жизни книга стихов — «Сила земли» — вышла в день кончины. В неё вошли стихи его молодости.
Издатель этого сборника, Евгений Степанов, проницательно обмолвился в своём предисловии о том, что поэзию Казинцева можно отнести к явлению философской лирики, что эти стихи развивают традиции Фёдора Тютчева и Афанасия Фета.
...Так оно, думаю, и есть, — и я лишь добавлю, что в размыслительной и одновременно живописной поэзии Казинцева (подобные стихи иногда именуют «пейзажной лирикой») — много дождя. И городского, и загородного.
Поэт любил вглядываться и вслушиваться в эту, как писал Иосиф Бродский — «воду, данную вертикально».
Удивительно пахнет дождём —
воздух соткан из влаги и воли,
жадно дышишь и веришь с трудом,
что сугробы мы перебороли.
А зима бесконечной была,
опостылело это убранство —
как посмертная маска бела
затвердевшая корка пространства
Девять месяцев — гипсовый гнёт,
воздух в струнку, деревья ни шагу,
и казалось, что кончится год
и земля под снегами умрёт,
не всосав животворную влагу.
А теперь — до ростка, до комка
глинозёма — всё дышит весною,
и течёт как ночная река
в отраженьях асфальт подо мною.
И безумный, казённый, любимый
город, вырванный из-подо льда,
и машины, летящие мимо,
одуревши, не зная куда,
в гром, в жару, где сирени в пыли, —
всё омыто прозрачной водою,
всё омыто водой молодою,
властным запахом мокрой земли.
Александр Казинцев, «Удивительно пахнет дождём...», 1976 год. Стихи из книги «Сила земли».
В те молодые годы, когда Казинцев писал свои стихи, он входил в группу поэтов «Московское время», известную именами Александра Сопровского, Сергея Гандлевского, Бахыта Кенжеева, Алексея Цветкова и Татьяны Полетаевой.
Ныне они — история современной российской литературы, вошли в учебники.
С течением времени дороги разошлись. Сопровский трагически погиб, Кенжеев и Цветков эмигрировали... Но внутренняя связь и живая память — остались: в своих интервью Александр Иванович Казинцев всегда вспоминал друзей молодости с благодарной нежностью и теплом.
Что же до Москвы, то о ней писал так: «...с пышною Москвой, / с её движеньем муравьиным, / я связан воздухом единым, / как крепкой, жёсткой бечевой...»
Все выпуски программы Рифмы жизни
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О святых воронежской земли

Сегодня 17 сентября. Собор святых Воронежской митрополии.
О святых воронежской земли — протоиерей Максим Горожанкин.
В сонме святых Воронежской митрополии просияло множество святых угодников Божиих. Это и первый епископ Воронежский, святитель Митрофан, которого очень почитал император Петр Великий, и он хоронил святителя. И с благословения святителя Митрофана началось возрождение воинской доблести страны, начался её флот.
Это и святитель Тихон, Воронежский, Задонский чудотворец, духовные писания которого послужили и служат до сих пор для многих христиан добрым назиданием в их духовной жизни. Это и новомученики, и исповедники российские. Святой священномученик Петр, епископ Воронежский, который прошёл путь от ученого монаха до соловецкого узника, был расстрелян и убит.
История русской святости видна в сонме святых разных-разных губерний и областей. И дай Господь, чтобы сегодня, молясь святым земли Воронежской, мы призывали в молитвах и святителя Митрофана, и святителя Тихона, и святителя Петра, и всех святых в земле Воронежской просиявших.
Все святые, молите Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 сентября. О творчестве Константина Сергиенко

Сегодня 17 сентября. В этот день в 1940 году родился русский писатель, автор исторических романов для детей Константин Сергиенко.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
85 лет тому назад родился примечательный русский современный писатель Константин Константинович Сергиенко, писавший преимущественно для юношества. А его самое известное произведение «До свидания, овраг» посвящено четвероногим друзьям, которые в этой повести мыслят и говорят. И настолько образно и глубоко, что это произведение было признано советским бестселлером, переведено на многие иностранные языки. И для любителей своих питомцев представляет собой своего рода энциклопедию.
Константин Константинович был человеком высокой культуры. Зная три иностранных языка, он с юности погружался в исторические темы, скажем, войны Испании и Голландии. Прежде чем написать исторический очерк на тему осады голландского города испанцами, изучил более 500 произведений на данную тему. Сегодня можно позавидовать такой глубине проникновения в тему.
Скончавшись совсем молодым, не достигнув шестидесяти лет, раб Божий Константин говорил о том, что жизнь человеческая — это чудо, это дар. Мы не должны относиться к нему поверхностно. Так легко растерять милости, дарованные нам свыше. Жизнь прожить по-русскому — при слове «не поле перейти».
Произведение Константина Сергиенко и учит нас постигать тайну жизни, воздавая за неё благодарение тому, кто нам её даровал.
Все выпуски программы Актуальная тема